Геометрия

Аннотация к рабочей программе по геометрии ФГОС 7-9 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» для 7-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по геометрии для основной школы, Программы по геометрии для 7-8 классов к предметной линии учебников «Геометрия 7-9» авторов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Просвещение» 2013.

Обоснование выбора программы

Рабочие программы. Предметная линия Геометрия 7-9 / автор Л.С.Атанасян : М Просвещение, 2018г. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством просвещения Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.

Важной отличительной особенностью данной программы является соответствие основным положениям системно-деятельностного подхода в обучении с учетом ФГОС СОО, ее направленность на усвоение теоретических знаний и решение теоретических и практических задач, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.

При выборе УМК предметной линии учебников учитывалась специфика контингента обучающихся, соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие программы ФГОС СОО, завершенность учебной линии, подход в структурировании учебного материала: от частного к общему, доступность и системность изложения теоретического материала.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Актуальность

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

В седьмом классе изучаются основные геометрические фигуры и их свойства; рассматривается взаимное расположение точек и прямых на плоскости; вводятся понятия равенства отрезков и углов; доказываются признаки равенства треугольников; свойства равнобедренного треугольника; выясняются соотношения между сторонами и углами треугольника, между перпендикуляром и наклонной; исследуются случаи взаимного расположения двух окружностей, прямой и окружности; рассматриваются основные геометрические места точек и решаются задачи на построение.

Восьмой класс начинается с изучения понятия параллельности. Доказываются: теоремы о сумме углов треугольника и выпуклого многоугольника; признаки параллелограмма; теоремы о средних линиях треугольника и трапеции теорема Фалеса; вводится понятие движения и рассматриваются различные виды движений (центральная симметрия, поворот, осевая симметрия, параллельный перенос); определяется понятие равенства фигур и устанавливаются его свойства; вводится понятие подобия и доказываются признаки подобия треугольников; доказывается теорема Пифагора; изучаются тригонометрические функции угла; доказываются теоремы синусов и косинусов.

В девятом классе изучается вопрос об измерении площадей. В частности, выводятся формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции, правильного многоугольника, круга. Рассматривается прямоугольная система координат, векторы и их свойства, аналитическое задание фигур на плоскости.

Изучение геометрии в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:

· Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения    в  практической  деятельности,  изучения  смежных  дисциплин, продолжения образования.

· Продолжить  интеллектуальное  развитие,  формирование  качеств  личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности  мысли,  критичности  мышления,  интуиции,  логического  мышления, элементов  алгоритмической  культуры,  пространственных  представлений, способности к преодолению трудностей;

· Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

· Воспитание  культуры  личности,  отношение  к  геометрии  как  к  части общечеловеческой  культуры,  понимание  значимости  геометрии  для  научно-технического прогресса.

·овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в  практической  деятельности,  изучения  смежных  дисциплин,  продолжения образования;

· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку в  современном  обществе,  развитие  логического  мышления,  пространственных представлений;

·развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи геометрии с другими предметами;

·систематическое  изучение  свойств  геометрических  фигур  на  плоскости  и  тел  в пространстве

·  воспитание средствами геометрии культуры личности, понимания значимости геометрии для научно-технического прогресса, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития геометрии.

В ходе преподавания геометрии в 7-9 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

·планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных

и конструирования новых алгоритмов;

·овладевали  приемами  аналитико-синтетической  деятельности  при  доказательстве теории и решении задач;

·целенаправленно  обращались  к  примерам  из  практики,  что  развивает  умения учащихся  вычленять  геометрические  факты,  формы  и  отношения  в  предметах  и явлениях  действительности,  использовали  язык  геометрии  для их  описания, приобретали  опыт  исследовательской  деятельности,  развития  идей,  проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

· ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования;  поиска,  систематизации,  анализа  и  классификации  информации, использования  разнообразных  информационных  источников,  включая  учебную  и

справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии учащиеся должны знать и уметь:

7 класс

-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

-распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;

-изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

-вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);

-решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;

-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

-использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:

-описания реальных ситуаций на языке геометрии;

-решения практических задач;

-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

8 класс

-систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах, решать задачи на вычисление элементов четырехугольника, треугольника, вычисление площадей треугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, доказать теорему Пифагора, решать задачи по этой теореме;

-определение подобных фигур, подобие треугольников, решать задачи на подобие треугольников, отношение площадей подобных фигур, применение подобия к доказательству теорем;

-касательная к окружности, центральные и вписанные углы, решать задачи по теме;

-соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника, решать задачи по теме;

-четыре замечательные точки треугольника, вписанная и описанная окружности, решать задачи по теме;

9 класс

-векторы, метод координат, уметь решать задачи по теме;

-соотношения между сторонами и углами треугольника, определения синуса, косинуса, тангенса угла, решать задачи на вычисление элементов треугольника;

-правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга, решать задачи по теме;

Место учебного предмета «Геометрия» в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение геометрии в 7, 8 и 9 классах отводится по 68 ч из расчета 2 ч в неделю,

Учебники, реализующие рабочую программу:

Основной учебно-методический комплекс УМК Л. С. Атанасяна и др.

1) Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2013.

2)Геометрия: рабочая тетрадь: 7,8,9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение,2013.

 3)Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 7,8,9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2004—2011.

4)Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. — М.: Просвещение, 2011.



Аннотация к рабочей программе по  геометрии 10-11 класс.

 

Рабочая программа  учебного предмета  «Геометрия»  составлена на основе:

• Авторская программа по геометрии Атанасяна Л. С. Программы  общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11   классы./ сост. Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2009 г.

Цели  программы:

·        формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

·        дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

·        обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом  реальных потребностей  рынка труда.

·        формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений процессов, об идеях и методах математики;

·        развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

·        овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин;

·        воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей..

Основные задачи

·  предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

·  обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

·  обеспечить базу математических знаний, достаточную для будущей профессиональной деятельности или последующего обучения в высшей школе;

·  сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

·   развивать  математические и творческие способности учащихся;

·  подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути;

·  расширить понятие множества чисел (от натурального до действительного);

 

В программу внесены следующие изменения:

 В 10 классе: добавлено по 3 часа на изучение тем  «Параллельность прямых и плоскостей»,  «Многогранники», 2 часа на изучение темы « Перпендикулярность прямых и плоскостей»,   9 часов на  заключительное повторение курса геометрии 10 класса  

в 11 классе  добавлено 1 час на изучение темы «Векторы в пространстве», 2 часа на изучение темы «Метод координат в пространстве»,  3 часа на изучение темы «Цилиндр, конус, шар», 4 часа на изучение темы «Объем тел», 5 часов на  заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации.

 

  Срок реализации программы 2 года.

 

Место предмета в учебном плане.

  «Геометрия» в старшей  школе изучается с 10 по 11класс. Общее количество времени на два года  обучения по   программе составляет 136 часов.   Общая нагрузка вкаждом году обучения - 34 учебных недели, а недельная нагрузка составляет 2 часа.

  

Методическая литература

 

1.     Геометрия. 10-11 классы : учеб.для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Л.С.Атанасян. – 23-е изд. – М.: «Просвещение», 2014. –255с.

2.       Дидактические материалы по геометрии для 10 класса/ Б.Г. Зив. − М. Просвещение, 2003.

3.     Дидактические материалы по геометрии для 11 класса/ Б.Г. Зив. − М. Просвещение, 2004.

4.     Глазков Ю.А., Юдина И.И., Бутузов В.Ф. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. -4 изд. - М., Просвещение, 2010(эл. вариант)

5.     Глазков Ю.А., Юдина И.И., Бутузов В.Ф. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. -4 изд. - М., Просвещение, 2010(эл. вариант)





Аннотация к рабочим программам по геометрии 7 – 9 классы (Погорелов)

 

Рабочая учебная программа составлена на основе  примерной  программы основного общего образования по предмету «Математика»,  программы «Геометрия,7 кл.», «Геометрия,8 кл.», «Геометрия,9 кл.» под ред. А.В. Погорелова -М.:  Просвещение, 2009 г. и рабочей программы к учебнику А.В. Погорелова по геометрии 7-9 классы -М.:  Просвещение, 2010 г. ,  учебника: А.В. Погорелова. Геометрия. 7-9 классы.

На изучение геометрии в 7 – 9 классах  отводится 204 часа (в том числе в 7 классе -  68 часов из расчёта 2 часов в неделю,  в 8 классе  - 68 часов из расчёта 2 часов в неделю, в 9 классе  - 68 часов из расчёта 2 часов в неделю).

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2004г.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Целью изучения курса геометрии  в 7-9 классах  является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости  и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников, Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный и  деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

­   приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

­   овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;

­   освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

В течение учебного года на тематические контрольные работы отводится: 5 часов – в 7 классе, 6 часов – в 8 классе и 4 часа – в 9 классе.

В каждом классе (7 - 9) в конце учебного года проводится:

- итоговая контрольная работа – 1 час.

Преобладающие формы урока: комбинированный урок, урок объяснения нового материала, урок практикум, урок зачет, урок самостоятельной работы. В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный и репродуктивный, используется фронтальная, индивидуальная, парная работа. На уроках используются элементы следующих технологий: внутри классной дифференциации, личностно ориентированное обучение, ИКТ, здоровье сберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.

Текущий контроль осуществляется с помощью взаимоконтроля, опросов (индивидуальный и фронтальный), самостоятельных, тестовых и контрольных работ, устных и письменных математических диктантов.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 7-9 классов.

 

ПРОГРАММНОЕ  И  УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОСНАЩЕНИЕ  УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

 

Реквизиты программы

 

УМК для  обучающихся

 

УМК для  учителя

Базовый компонент

Региональный компонент

Школьный компонентХочу такой сайт

7

класс

2

часа

   

Программа основного общего образования по геометрии 7-9 класс. Авторы:

А.В. Погорелов

 (Программы для общеобразователь – ных учреждений. Геометрия. 7-9 классы, издательство Просвещение. 2009г.

 

Рабочая программа А.В. Погорелов

Геометрия учебник А.В.Погорелов. 7-9 классы, издатель-ство Просвещение. 2015г.

- Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.              А.В. Погорелов            М: Просвещение.

-

- Геометрия 7-9 кл.: Москва: Издательство «ИЛЕКСА». 2008.

Самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Погорелова Составитель: А.П. Ершова, В.В.Голобородько, А.С. Ершова

.

 

8

класс

2 часа

   

Программа основного общего образования по геометрии 7-9 класс. Авторы:

А.В. Погорелов

(Программы для общеобразователь – ных учреждений. Геометрия. 7-9 классы, издательство Просвещение. 2009г.

 

Рабочая программа А.В.Погорелов Геометрия учебник А.В.Погорелов. 7-9 классы, издатель-ство Просвещение. 2015г.

- Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.              А.В.Погорелов. М: Просвещение,2015

.

- Геометрия 7-9 кл.: Тесты для текущего и обобщающего контроля. Авторы: Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова.—Волгоград: Издательство «Учитель». 2008

.

 

- Е.М. Рабинович. Геометрия 7-9 кл.: Задачи и упражнения на готовых чертежах. М. «ИЛЕКСА». 2008.

 

-Геометрия 7-9кл.

.Самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Погорелова, Составитель: А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова

 

9

класс

2 часа

   

Программа основного общего образования по геометрии 7-9 класс. Авторы:

А.В. Погорелов,

 

(Программы для обще образователь – ных учреждений. Геометрия. 7-9 классы, издательство Просвещение. 2009г.

стр. 37)

Рабочая программа А.В . Погорелов

Геометрия учебник А.В. Погорелов 7-9 классы, издательство Просвещение. 2011г.

- Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.              А.В. Погорелов             . М: Просвещение.

 

- Геометрия 7-9 кл.:.

.Самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Погорелова

-Составитель: А.П.Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова

- Е.М. Рабинович. Геометрия 7-9 кл.: Задачи и упражнения на готовых чертежах. М. «ИЛЕКСА». 2008.

- Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии 9 кл. Просвещение. 2000.

 

Содержание  курса

7 класс

( 2 часа в неделю, всего 68 часов)

Плановых контрольных работ – 6.

1.      Основные свойства простейших геометрических  фигур (14ч)

 

2.Смежные и вертикальные углы (8 ч)

 

3.Признаки равенства треугольников(14 ч)

 

4.Сумма углов треугольника (12 ч)

 

5.Геометрические построения (10 ч)

 

6.   Повторение (10ч).

 

 

Содержание  курса

8 класс

(  2 часа в неделю, всего 68  часов)

Плановых контрольных работ – 6.)

 

1.      Четырёхугольники (20 ч)

.

2.      Теорема Пифагора (19 ч)

 

3.Декартовые координаты на плоскости (10 ч)

 

4.Движение (7 ч)

.

5.Векторы (8 ч)

 

6.Итоговое повторение (4ч)

          

Содержание  курса

9 класс

( 2часа в неделю, всего 68 часов)

Плановых контрольных работ – 5.

 

1.      Подобие фигур (16 ч)

.

 

2.       Решение треугольников (10 ч)

 

3. Многоугольники (12ч)

 

4.Площади фигур(16 ч)

 

5.Элементы стереометрии (5 ч)

.

 

6. Обобщающее повторение курса планиметрии (9 ч)

  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

 

В результате изучения геометрии ученик должен

знать/понимать:

·         существо понятия геометрического доказательства; примеры доказательств;

·         существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

·         как используются геометрические формулы, их применение для решения практических задач;

·         каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь:

·         пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

·         распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;

·         изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

·         распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

·         в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

·         проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

·         вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

·         решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

·         проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

·         решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;

·         решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         описания реальных ситуаций на языке геометрии;

·         расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

·         решения геометрических задач с использованием тригонометрии

·         решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

·         построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

 


 

 

Аннотация к рабочей программе по геометрии 7- 9 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575833 Директор/Заведующий Алиев Абдулла Гаджикурбанович Дата подписания документа 22.07.2021 16:49:01 (скачать)
Аннотация к рабочим программам по геометрии 10-11 класс (скачать)
аннотация_геом._7-9_кл. (Погорелов) (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 825421991

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».