Образовательная программа дополнительного образования
Описание образовательной программы
1.1.           
Пояснительная
записка
Дополнительное
образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и
обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ,
оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной
деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах
человека, государства. 
Реализация
дополнительного образования обучающихся МБОУ «Уркарахская
многопрофильная гимназия им А.Абубакара» (далее - Учреждение) по
общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный
закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ
Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция
развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);
- Письмо
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014
г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству и содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;
- Федеральные
требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;
- Распоряжение
Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План мероприятий на 2015 –
2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Методические
рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных
(общеразвивающих) программ;
- Устав МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара»;
Дополнительное
образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ
направлено на формирование и развитие творческих способностей детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном,
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
Дополнительное
образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом
возрастных и индивидуальных способностей детей.
Дополнительное
образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и
наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их
родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к
академическому учению.
Дополнительное
образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления
личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся
средах.  Дополнительное образование детей
является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования,
удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная
деятельность по дополнительным программам направлена на:
- формирование и
развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение
индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом,
нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой
и спортом;
- формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и
трудового воспитания обучающихся;
- выявление,
развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся
способности;
- профессиональную
ориентацию обучающихся;
- социализацию и
адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование
общей культуры обучающихся;
- удовлетворение
образовательных потребностей и интересов обучающихся.
1.2. Цели и
задачи дополнительного образования
Основные цели и
задачи дополнительного образования обучающихся Учреждения соответствуют
Концепции развития дополнительного образования обучающихся.
Целью
дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей
детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного
времени.
Эта цель
реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ,
имеющих техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную,
художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую
направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей,
развития их умений и навыков.
Основными
задачами дополнительного образования обучающихся являются:
- изучение
интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
- обеспечение
гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по
общеразвивающим программам;
- обеспечение
необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития
и воспитания обучающихся;
- формирование
условий для создания единого образовательного пространства;
- формирование и
развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование
общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в
обществе;
- формирование
культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- создание
максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей,
воспитания уважения к истории и культуре своего народа.
1.3.
Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения
Актуальность и
педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении
заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего
образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и
осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного
образования.
Деятельность
гимназии по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах:
-
природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее,
чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо
найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже
есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма:
через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности,
что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
- демократии:
совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений
культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально
благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
- творческого
развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни,
роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или
коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного
выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений
по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают
дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация
образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая
система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся
разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята
могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение
работать в коллективе, учитывая интересы других.
Функции
дополнительного образования:
-
образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным
программам, получение им новых знаний;
- воспитательная
– обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в гимназии культурной
среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое
воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная
– передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой
последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
-
коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная-
организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил
ребенка;
- интеграционная
– создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная
– освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих
основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка
фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных
гарантий достижения успеха в избранных 
им сферах творческой деятельности;
- социализация –
освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства
социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- самореализация
– самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Перечисленные
позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей,
которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание
уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная
позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность
видеть в нем личность, достойную уважения.
1.                 
Содержательный
раздел образовательной программы дополнительного образования
2.1. Содержание
дополнительного образования
Дополнительное
образования обучающихся МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им.
А.Абубакара»;
  реализуется через техническую,
естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную,
туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности.
Целью технической направленности
дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как
объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору
профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений,
творческих способностей талантливой молодёжи. 
Целью художественной направленности является:
нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений
являются:
 - развитие способности эстетического восприятия
прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы,
развитие творческих способностей; 
- развитие
эстетического восприятия произведений музыкальной культуры, произведений
искусства, природы; 
-
способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в
коллективе; 
- формирование
художественно-эстетических знаний, умений и навыков. 
Целью физкультурно-спортивной направленности
дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической
культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа  обучающимися предполагает решение следующих
задач:
 -создание условий для развития физической
активности с соблюдением гигиенических норм и правил; 
- формирование
ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; 
- организация
межличностного взаимодействия на принципах успеха. 
Программы естественнонаучной направленности в
системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной
активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление
школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствуют
формированию интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся. 
Естественнонаучная
направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская
деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин:
астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география,
природоведение, медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому
просвещению и повышению уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению
нравственных и правовых принципов природопользования. 
Задачи:
 -формирование системы знаний об экологических
проблемах современности и путей их разрешения; 
-формирование
мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и
деятельности, здорового образа жизни; 
-развитие интеллектуального
стремления к активной деятельности по охране окружающей среды (способности к
анализу экологических ситуаций). 
Целью туристско-краеведческой направленности
является совершенствование системы образования на основе изучения родного края
с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей
воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою
Родину и ответственных за ее будущее. 
Задачи: 
-усвоение
комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в
процессе внеучебной деятельности;
 -создание условий в образовательном
пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников; 
-формирование
потребности в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного
края; 
Социально-педагогическая направленность в системе
дополнительного образования ориентирована на изучение психологических
особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик
самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена
общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы
является одной из главных задач социально-педагогического направления, которая
актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема
воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой
социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в
социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание
образовательных программ соответствует:
·        
достижениям
мировой культуры, российским традициям;
·        
определенному
уровню образования;
·        
направленностям
дополнительных общеразвивающих программ;
·        
современным
образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах
обучения;
- в формах и
методах обучения;
- в методах
контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах
обучения.
Используемые
методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного
образования Учреждения:
·        
практические
(упражнения, самостоятельные задания)
·        
наглядные
(наглядные пособия, технические средства обучения)
·        
демонстрационные
(экскурсии, посещение культурологических учреждений)
·        
дидактические
(использование обучающих пособий)
·        
иллюстративные
(использование иллюстративного материала художественной и периодической печати)
·        
словесные
(объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
·        
игровые
(основаны на игровой деятельности воспитанников)
·        
ассоциативные
(основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга)
·        
технологические
(использование различных педагогических технологий в организации работы с
детьми)
·        
репродуктивные
(форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти).
Используются при повторении, закреплении.
·        
Объяснительно-иллюстративные
(объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале)
·        
проблемные
(проблемная ситуация, научный поиск)
·        
частично-поисковые
(предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных
вопросов)
·        
исследовательские
(самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)
Формы занятий:
индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
·        
Игры
(познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
·        
Конкурс
·        
Фестиваль
·        
Соревнование
·        
Экскурсия
·        
Концерт
·        
Выставка
·        
Викторина
и т.д.
2.2. Условия реализации образовательной программы
дополнительного образования
Развитие системы
дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда
задач организационного, кадрового, материально-технического, программно-методического,
психологического характера.
Организационно-педагогические
условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в МБОУ
«Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара» и способствуют созданию
единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется
социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их
родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также
учесть особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные
задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические
и кадровые возможности.
Данные условия
способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и
дополнительного образования детей.
Занятиями по
программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6,6 до 18
лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в
соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях
(секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий
спортивного и неспортивного профиля.
Продолжительность
занятий исчисляется в академических часах – 40 – 45 минут. 
Учебный год в
объединениях дополнительного образования начинается  с 14 сентября и заканчивается 31 мая текущего
года. 
Занятия проходят
в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от
содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции,
практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения
программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы
и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и
продолжительность занятий определяется содержанием программы.
Прием детей в объединения
осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)). 
Обучение ведется
в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного
образования.
созданы
необходимые условия для организации дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на
профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается
творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками,
классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем
(воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические
условия
направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках
дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному
росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования Учреждения
информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические
условия
обеспечивают:
1)                    
возможность
достижения обучающимися определенных результатов;
2)                    
соблюдение
санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны
здоровья обучающихся и охраны труда работников.
Кабинеты
Учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами, обеспечивающими
информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в
сеть «Интернет».
Для занятий по
художественной направленности имеется кабинет музыки, изобразительного
искусства, актовый зал, кабинет кулинарии и швейного дела.
Кабинет
изобразительного искусства оснащен необходимыми материалами: наглядные наборы
муляжей, репродукций, мультимедийное оборудование.
Кабинет музыки
обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр, синтезатор, музыкальные
инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет», фонотека.
Спортивный зал
включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи баскетбольные,
скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также спортивные
комплексы для лазания, подтягивания.
Актовый зал (на
160 посадочных мест) имеет оборудование для проведения массовых мероприятий:
микрофоны, колонки, ноутбук, микшерный пульт, микрофонные стойки.
Для реализации
курсов «Строевая и огневая подготовка» имеются в наличии 2 пневматические
винтовки и 2 макета автомата АК-47.
2.3.
Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых
элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются
планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой
систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих
содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку
предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать.
При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо
ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты.
Метапредметные
результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые
ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных
ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных
учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность
обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные
результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень
притязаний, самооценка, эмоциональное отношение 
к достижению, волевые усилия).
Предметные
результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая
формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий,
которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и
преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические
умения, предусмотренные программой.
Оценка
образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей
программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и
подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в
дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию
достижений личности.
Согласно
Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим
программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная
аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки,
фестиваль достижений, концерт и т.д.)
Реализация
дополнительной общеразвивающей программы МБОУ «Уркарахская многопрофильная
гимназия им А.Абубакара» позволит достичь следующих результатов:
1.                     
Нормативно-правовое
обеспечение:
– сохранить государственные гарантии доступности
дополнительного образования детей;
–
совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования.
2.                     
Ресурсное
обеспечение:
– создать единое информационно-образовательное
пространство основного и дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение
дополнительного образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального
развития педагогических кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных
видов направленности дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности
дополнительного образования детей:
- организовать дополнительное образование в
соответствии с социальным заказом;
- содействовать развитию инновационного движения в
дополнительном образовании детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного
образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
3.                 
Организационный
раздел образовательной программы дополнительного образования
3.1.           
Учебный
план по реализации образовательной МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара»;
3.2.           
 программы дополнительного образования
на 2020 – 2021 учебный год
Учебный
план по реализации образовательной программы дополнительного образования Учреждения
направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного
образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных
способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого
потенциала личности школьников.
Учебный
план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с учетом кадрового,
программно-методического и материально- технического обеспечения
образовательного процесса.
Содержание
учебного плана дополнительного образования детей включает в себя следующие направленности:
1.     
Техническая направленность
2.     
Естественнонаучная направленность
3.     
Художественная направленность
4.     
Физкультурно-спортивная направленность
5.     
Туристско-краеведческая направленность
6.     
Социально-педагогическая направленность
Учебный план по
реализации образовательной программы дополнительного образования на 2020 – 2021
учебный год
| 
   Направленность  | 
  
   Название объединения  | 
  
   Ф.И.О. педагога  | 
  
   Количество групп  | 
  
   Количество часов в неделю  | 
  
   Всего часов по программе в год (32 недели)  | 
  
  |
| 
   Художественно - эстетическая и Спортивно - оздоровительное Естественно – научное и технико - конструкторное  | 
  
   «Звонкие колокольчики»  | 
  
   Абдуллаева П.А.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   64  | 
  
  |
| 
   «Музыка»  | 
  
   Гасанов А.Н.  | 
  
   3  | 
  
   3  | 
  
   98  | 
  
  ||
| 
   «Умелые ручки»  | 
  
   Магомедова Х.М.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   64  | 
  
  ||
| 
   «Творческая Мастерская»  | 
  
   Магомедова Х М.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Промышленный дизайн»  | 
  
   Магомедова Х.М.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Хореография»  | 
  
   Абдуллаева П.М.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   60  | 
  
  ||
| 
   «Фотостудия»  | 
  
   Гамзатова Х.Р.  | 
  
   1  | 
  
   2  | 
  
   60  | 
  
  ||
| 
   «Волшебная кисточка»  | 
  
   Бибулатова С.М.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   60  | 
  
  ||
| 
   «Информатика»  | 
  
   Гамзатов Р.Н.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   34  | 
  
  ||
| 
   3Д моделирование  | 
  
   Умматов Б.С.   | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   34  | 
  
  ||
| 
   «Беспилотные летательные аппараты»  | 
  
   Алиев М.А  | 
  
   1  | 
  
   2  | 
  
   60  | 
  
  ||
| 
   «Реальная математика» (готовимся к олимпиаде по
  математике)  | 
  
   Абакарова Р.А.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Занимательная математика»  | 
  
   Магомедова Р.Р.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Школа юного математика»  | 
  
   Курбанова Х.И.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Занимательная математика»  | 
  
   Абдуллаева Р.М.  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  |||
| 
   «Шахматы»  | 
  
   Матаев М..Г  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   64  | 
  
  ||
| 
   «Юный биолог»  | 
  
   Магомедова Х.М.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Занимательная химия»  | 
  
   Магомедова 
  П.М.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Биология – это жизнь»  | 
  
   Абдуллабекова Б.А.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «История, люди, события»  | 
  
   Гаджиева А. А.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Вокруг света (готовимся к олимпиаде по географии)»  | 
  
   Магомедгаджиев С.М.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Знатоки истории»  | 
  
   Абдурахманов М.Р  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Юный историк»  | 
  
   Магомедова Р.К  | 
  
   1  | 
  
   2  | 
  
   60  | 
  
  ||
| 
   Социально –
  педагогическая  | 
  
   «Олимпиадный английский»  | 
  
   Бахмудова Х.А.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  |
| 
   «Готовимся к олимпиаде по родному языку»  | 
  
   Магомедова Б.А.  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку,задания повыщенного
  уровня)»  | 
  
   Ибрагимова С.Б.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   60  | 
  
  ||
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
  |||
| 
   | 
  
  ||||||
| 
   «Русское слово»  | 
  
   Сулейманова М.М  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   30  | 
  
  ||
| 
   «Школа юного филолога (Олимпиадные задания по
  русскому языку)»  | 
  
   Ибрагимова С.Б.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   60  | 
  
  ||
| 
   Туристско -
  краеведческая  | 
  
   «Краеведение»  | 
  
   Абдулгапизова А.Ч.  | 
  
   1  | 
  
   3  | 
  
   98  | 
  
  
Аннотация
к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
| 
   Название программы  | 
  
   Краткое содержание программы  | 
 
| 
   
 Технико
  – конструкторное 
  | 
 |
| 
   «3Д
  моделирование»  | 
  
   Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов.
  Предусматривает групповые и индивидуальные, теоретические и практические
  занятия. Особое место уделяется развитию навыков самостоятельной творческой
  деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов. В курсе
  разработана система заданий, направленных на формирование умений читать и
  выполнять чертежи, изготавливать по ним готовые модели и различные предметы;
  читать, составлять и использовать при конструировании технологические карты. Цель программы: создание условий для формирования социально
  активной личности, её творческой самореализации и профессионального
  самоопределения.  | 
 
| 
   «Беспилотные
  летательные аппараты»  | 
  
   Направленность программы. Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа
  дополнительного образования детей имеет научно-техническую
  направленность. Предполагает дополнительное образование детей в
  области конструирования, моделирования и беспилотной авиации, программа также
  направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с
  беспилотными авиационными системами (БАС). Программа позволяет создавать благоприятные условия для
  развития технических способностей школьников. Настоящая программа соответствует общекультурному уровню
  освоения и предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося,
  расширение его информированности в области беспилотных летательных аппаратов
  и систем, а также обогащение навыками общения и приобретение умений
  совместной деятельности в освоении программы. Новизна настоящей
  образовательной программы заключается в том, что она интегрирует в себе
  достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной
  авиации. Актуальность программы Современные тенденции развития роботизированных комплексов
  в авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем (БАС). В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса
  к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной
  техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет
  тому назад. Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня
  беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в
  прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами. Благодаря росту возможностей и повышению доступности
  дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно
  растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС.
  Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по
  конструированию, программированию и эксплуатации БАС. Настоящая образовательная программа позволяет не только
  обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить
  обучающихся к планированию и организации работы над разноуровневыми
  техническими проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида
  деятельности в техническом творчестве. 2. Цели и задачи программы.   Целью программы является формирование у обучающихся
  устойчивых soft-skills и hard-skills[2] по
  следующим направлениям: проектная деятельность, теория решения
  изобретательских задач, работа в команде, аэродинамика и конструирование
  беспилотных летательных аппаратов, основы радиоэлектроники и схемотехники,
  программирование микроконтроллеров, лётная эксплуатация БАС (беспилотных
  авиационных систем). Программа направлена на развитие в ребенке интереса к
  проектной, конструкторской и предпринимательской деятельности, значительно
  расширяющей кругозор и образованность ребенка. Задачи: Образовательные задачи: 
 Развивающие задачи: 
 Воспитательные задачи: 
 Возраст детей Программа
  ориентирована на дополнительное образование учащихся среднего школьного
  возраста (10 – 14 лет).  | 
 
| 
   «Информатика»  | 
  
   Актуальность
  программы обусловлена тем, что в настоящее
  время одной из задач современного образования является содействие воспитанию
  нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни
  условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается
  осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую
  информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию в структурированную
  текстовую форму. А также освоить программу MS Excel. Курс поддержан программным обеспечением Microsoft Excel - электронная таблица, входящая в состав
  пакета офисных программ Microsoft Office. Изучение данной программы необходимо для отработки навыков
  выполнения математических операций и построение графиков функций и диаграмм с
  использованием программных средств в средней 
  школе. Цель: сформировать умения 
  создавать формулы с использованием стандартных функций в Microsoft Excel.   | 
 
| 
   
 Художественная направленность 
  | 
 |
| 
   «Звонкие
  колокольчики»  | 
  
   Программа разработана для обучающихся 3 – 9 классов. Новизна программы заключается
  в том, что в ней наряду с традиционными формами обучения применяются и нетрадиционные
  формы, основанные на межпредметных связях. Новизной являются занятия,
  проводимые   в форме 
  игр, конкурсов, турниров, дуэлей, ролевых игр, викторин.   Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребенка в
  детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).  | 
 
| 
   «Музыка»  | 
  
   Программа разработана для занятий с обучающимися 11 – 16
  лет. Занятия в объединении помогут любому ребенку побывать в роли идейного вдохновителя,
  сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и даже монтажера. Дети
  смогут познакомиться с разными видами творческой деятельности, получат много
  новой, интересной информации. Это прекрасный механизм для развития ребенка,
  реализации его потребностей и инициатив, раскрытия внутреннего потенциала,
  социализации детей через сочетание теоретических и практических занятий,
  результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого
  труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей
  развиваютсясенсомоторные качества, восприятие цвета, ритма, движения,
  раскрываются коммуникативные способности личности. Цель: Развитие творческих 
  и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание
  аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликации).  | 
 
| 
   «Промышленный
  дизайн»  | 
  
   Программа составлена для обучающихся 11 – 15 лет. Содержание программы
  предусматривает ознакомление учащихся с видами художественного творчества,
  технологией обработки материалов, декорированием изделий (вязание крючком,
  вышивание, технология обработки ткани, работой с природным материалом и
  бумагой). Отличительная особенность
  программы состоит в том, что обучающиеся углубленно обучаются основным
  техникам   нескольких ремесел: шитью,  текстильному моделированию, вышиванию,
  работе с различными материалами.  Этот
  технический универсализм помогает им достигнуть высокого уровня в овладении
  искусством создания  поделки
  практически из любого материала.  Цель программы
  – развивать творческую личность посредством ознакомления и изучения видов
  декоративно-прикладного творчества.  | 
 
| 
   
 Естественнонаучная
  направленность 
  | 
 |
| 
   «Знатоки истории»  | 
  
     Кардинальная задача курса — формирование у
  старшеклассников гражданственности и патриотизма, четких представлений о
  национальных интересах Российской Федерации, связанных на современном этапе в
  первую очередь с формированием в нашей стране гражданского общества и
  правового государства. Учебный материал предмета «Россия в мире» дает
  возможность развивать у школьников ключевые ориентиры, связанные с российской
  идентичностью, принадлежностью к российскому народу как гражданской нации.
  Особое значение в связи с этим имеет осознание причастности к исторической
  судьбе нашей Родины, к великой российской культуре, к сообществу
  современников, способных ставить перед собой и решать важные задачи  | 
 
| 
   «Занимательная математика»  | 
  
   Программа предназначена для обучающихся 6-7 классов. Программа «Занимательная математика»
  направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности,
  геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
  доказывать, решать учебную задачу творчески. Поможет обучающимся старших
  классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения
  взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических
  вопросов, известных обучающимся.  В проведении занятий применяются новые педагогические
  технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями
  математических задач, неравенств и уравнений, связанных непосредственно со
  школьной программой, но решаемых новыми методами.
  Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ, интернет-ресурсов. Цель:
  формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей
  системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и
  этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе образовательного
  процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в
  современном обществе.  | 
 
| 
   «Школа
  юного математика»  | 
  
   Программа составлена для
  обучающихся 15 – 16 лет. Данная программа составлена учителем-практиком. В ней
  нашли отражение требования к выпускникам средней школы по предмету, она
  ориентирована на подготовку обучающихся к экзаменам с одной стороны и
  применению теоретических и практических навыков, умений, знаний в дальнейшем
  в нестандартных ситуациях, с другой стороны. 
   Углубление реализуется на
  базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих
  применения высокой логической и операционной культуры, развивающих
  научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся. Тематика задач
  не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный.
  Особое место занимают задачи, требующие применения обучающимися знаний в
  незнакомой (нестандартной) ситуации. Цель - овладение
  обучающимися конкретными математическими знаниями и умениями, необходимыми
  для дальнейшего обучения в других учебных заведениях.  | 
 
| 
   «Реальная
  математика» (готовимся к олимпиаде по математике)  | 
  
   Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет. Программа является синтезом известных математических тем,
  дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру
  учащихся 15-16 лет. Программа принципиально отличается от урочной и
  факультативной систем изучения математики тем, что обучающиеся добровольно
  выбирают занятия математикой; познавательный процесс становится непрерывным и
  не ограничен рамками урока; созданы условия для системного развития
  творческих способностей детей в математике. Предполагаемая программа основывается на систематической
  организации внеклассной работы со значительным числом обучающихся – в тесной
  связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам
  математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить
  математическую подготовку обучающихся средней школы и развить их
  самостоятельное творческое мышление. Цель программы: формирование у обучающихся 9 классов устойчивых
   математических  знаний, навыков и создание условий для
  социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
  самореализации личности ребёнка в окружающем мире.  | 
 
| 
   «Занимательная математика»  | 
  
   Программа составлена для
  обучающихся 9 – 10 лет. Программа «Занимательная
  математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие
  наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
  догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
  Поможет обучающимся младших классов углубить свои математические знания,
  поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно
  расширить круг математических вопросов, известных обучающимися.  В проведении занятий применяются новые педагогические
  технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями
  математических задач, неравенств и уравнений, связанных непосредственно со
  школьной программой, но решаемых новыми методами.
  Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ,
  Интернет-ресурсов. Отличительной особенностью данной
  программы является то, что она предусматривает включение заданий, трудность которых
  определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
  необычностью математической ситуации, что способствует появлению у
  обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а
  также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
  сообразительности, любознательности. Практические задания способствуют
  развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти,
  математической речи, внимания; умению анализировать, решать. Программой
  предусмотрено участие в олимпиадах, конкурсах,  обобщать и делать выводы. Цель: помочь обучающимся с любой степенью подготовленности в
  овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических
  задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию
  познавательных интересов, мышления обучающихся.    | 
 
| 
   «Юный биолог» «Биология – это жизнь»  | 
  
   Программа рассчитана на обучающихся 11 – 16 лет. Основные задачи программы: Образовательные 
 Развивающие 
             Много
  внимания уделяется исследовательской деятельности, проведению практических
  работ. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с
  теоретическими сведениями о проектной деятельности, так и практические
  занятия. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность
  учащихся в рамках  нетрадиционных
  методов, таких как прогнозирование, моделирование, исследование и изучение
  свойств веществ на практике. Цели – создать условия, при которых учащиеся: ·        
  Самостоятельно
  и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; ·        
  Учатся
  пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
  практических задач; ·        
  Приобретают
  коммуникативные умения, работая в различных группах; Развивают у себя исследовательские умения (умения
  выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,
  анализа, построения гипотез, обобщения).  | 
 
| 
   «Занимательная
  химия»  | 
  
   Программа рассчитана на обучающихся 14 – 16 лет. Данная программа предоставляет возможность обучающимся
  реализовать свои интересы к наукам: химии, биологии, экологии, физике.
  Программа объединения «Занимательная химия» базируется на идеях личностно-ориентированного
  обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и
  проблемного обучения, проектной технологии.          Обучающиеся
  знакомятся со структурой проектов, с олимпиадными заданиями по химии, со
  сложными заданиями ОГЭ и ЕГЭ по химии, с  целями, методами работы, обработкой
  результатов. Рассматриваются критерии защиты проектов. Презентации по итогам
  работы оцениваются как учителем, так и обучающимися.             Много
  внимания уделяется решению сложных заданий и задач, исследовательской деятельности,
  проведению практических работ. В программу включены как занятия, направленные
  на знакомство с теоретическими сведениями о проектной деятельности, так и
  практические занятия. Практическая часть курса позволяет организовать
  деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как
  прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на
  практике. Цели – создать условия, при которых учащиеся: ·        
  Самостоятельно
  и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; ·        
  Учатся
  пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
  практических задач; ·        
  Приобретают
  коммуникативные умения, работая в различных группах; Развивают у себя исследовательские умения (умения
  выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,
  анализа, построения гипотез, обобщения).  | 
 
| 
   
 Физкультурно-спортивная направленность  | 
  
   Программа
  рассчитана на обучающихся 12 – 14 лет. Новизна
  и оригинальность  программы в том, что она учитывает
  специфику дополнительного образования  и охватывает значительно большее количесвто
  желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в
  процессе обучения. Она дает 
  возможность заняться  
  воспитанием здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию
  гармоничного человека. Особенностьюданной программы является повышение количества двигательных единиц  у детей через организацию в режиме дня
  качественного учебно-тренировочного процесса, за определенное количество
  учебных недель в году. ·        
  Цель
  программы: развитие физических навыков обучающихся через занятия баскетболом.  | 
 
| 
   
 Туристско
  – краеведческая направленность  | 
  
   Программа рассчитана на обучающихся 9 – 12лет. Актуальность программы выражается в создании в системе
  образования  МБОУ «Уркарахская
  многопрофильная гимназия им. А.Абубакара» краеведческой музейной комнаты,
  соответствует современным требованиям образовательного процесса,
  государственному социальному заказу (запросам родителей и детей). Отличительные
  особенности образовательного процесса по данной программе от базового
  заключается в том, что дети делятся на подгруппы по выполняемой функции:
  поисковая деятельность, научно-исследовательская деятельность, обработка и
  оформление, пропаганда лекторской группы. Подгруппы взаимозаменяемы по их
  запросам и интересам. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и
  расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь
  курс обучения.  Программа
  определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет
  специального изучения для актива школьного музея, что расширяет общий
  кругозор и знания, дает представление о музейной деятельности.  Цель программы – поддержание
  статуса краеведческой комнаты в МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия
  им.А.Абубакара», а также формирование социальной зрелости учащихся,
  самоопределение в исторической культуре своей малой родины, развитие
  творческой личности, воспитание гражданина страны.  | 
 
| 
   «История
  русского литературного языка»  | 
  
   Программа составлена для
  обучающихся 15 – 16 лет. На занятиях обучающиеся
  получают теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как: •  Современный русский язык; •  Культура речи; •  Историческая грамматика; •  Диалектология; •  Введение в языкознание; •  Стилистика. Новизна её заключается в
  том, что на занятиях объединения обучающиеся изучают как серьёзные вопросы
  языкознания, так и решают сложные задачи олимпиадного уровня, развивают
  языковое чутьё. Предполагается работа с разными типами лингвистических
  словарей, выполнение тестовых заданий повышенной сложности.  Цель - повышение уровня
  речевой культуры учащихся.  | 
 
| 
   «Школа юного филолога (Олимпиадные задания
  по русскому языку)»  | 
  
   Программа составлена для обучающихся 15 – 17 лет Выпускник школы должен уметь адаптироваться к
  быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески
  мыслить. Программа «Школа юного филолога» создана, чтобы прочувствовать
  произведения классиков русской литературы, изучая их с помощью инновационных
  технологий. Отличительные
  особенности предлагаемой программы: - программа построена по хронологическому принципу; - программа ориентирована на закрепление, систематизацию и
  углубление знаний по литературе у старшеклассников; - более 50 % времени по каждой теме отводится на
  самостоятельную работу учащихся. Цель
  программы – активизировать интерес
  обучающихся к русской литературе.  | 
 
| 
   «Русское слово»  | 
  
   Программа рассчитана на обучающихся 13 - 16 лет.  Актуальность разработки программы
  обусловлена необходимостью адаптации обучающихся
  к реальным условиям учебы, жизни и работы в современном глобализированном
  мире с одной стороны и наличием современных технологий с другой. Программа
  отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому
  владению языком в повседневном общении и направлена на повышение общей и
  коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и
  навыков. При разработке программы за
  основу  взяты такие методы, как
  мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому
  процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь
  особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского
  языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении. Прежде
  всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная
  тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания
  группируются определённым образом, что способствует освоению приёмов работы с
  тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов
  лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по
  решению заданий и выполнению творческих работ. Цель: Совершенствование 
  и углубление практических знаний, умений, навыков учащихся  по русскому языку  | 
 
| 
   «ОГЭ
  и ЕГЭ по русскому языку,задания повыщенного уровня)»  | 
  
   Программа составлена для обучающихся 15 – 17 лет Выпускник школы должен уметь адаптироваться к
  быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески
  мыслить. Программа ««ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку,задания повыщенного уровня)»»
  создана, чтобы подготовить выпускников к успешной сдаче ГИА. Отличительные
  особенности предлагаемой программы: - программа построена по хронологическому принципу; - программа ориентирована на закрепление, систематизацию и
  углубление знаний по русскому языку у старшеклассников; - более 50 % времени по каждой теме отводится на
  самостоятельную работу учащихся. Цель
  программы – активизировать интерес
  обучающихся к успешной сдаче ГИА.  | 
 
| 
   «Практическое
  обществознание»  | 
  
   Программа рассчитана на обучающихся 15 – 16 лет. Данная программа включают в себя теоретические и
  практические занятия.  Курс является интегративным, т. Е.
  включает знания различных общественных наук (социологии, экономическойтеории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 9
  класса педагогически целесообразной форме. Изучение теоретической части
  программы призвано помочь детям понять современное общество и роль
  человека в его развитии.  При проведении
  теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов.
  Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям,
  развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность
  и анализировать полученные результаты.   Цель -  повышение уровня подготовки  по обществознанию и овладение 
  обучающимися  навыками,
  обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного
  общества.  | 
 
| 
   «Прикладное
  обществознание»  | 
  
   Программа рассчитана на обучающихся 15 – 17 лет. Актуальность и целесообразность  программы – формирование методологической
  компетентности обучающихся как основе исследовательской культуры и
  формирования мировоззрения. Методологическая компетентность характеризуется
  способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах
  деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода.
  Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление
  сущности изучаемых явлений и процессов. Цель: обучение
  приемам и методам научно-исследовательской деятельности учащихся для
  усовершенствования процесса обучения и профориентации.  | 
 
| 
   «История,
  люди, события»  | 
  
     Отличительные  особенности 
  предлагаемой программы:   - 
  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;   - программа
  ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у старшеклассников
  имеющихся знаний об основных достижениях, процессах и явлениях  русской культуры IX
  -  нач. XXI
  вв.   - Более 50%
  времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу обучащихся,
  позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.  Данная программа включают в себя теоретические и
  практические занятия. Курс
  является интегративным, т. е. включает знания различных общественных наук
  (истории, обществознания, мировой художественной культуры, психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 11 класса в
  педагогически целесообразной форме.   При проведении
  теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов.
  Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям,
  развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность
  и анализировать полученные результаты. Цель: активизировать интерес обучающихся к истории русской
  культуры.  | 
 
| 
   «Шахматы»  | 
  
   Данная программа основана на индивидуальном подходе к
  каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности.
  Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к
  ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого
  обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и
  результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на
  основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на
  занятии. В предлагаемой программе реализуется связь с общим
  образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися
  общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому
  и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели. Целью  программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию
  интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как
  на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в
  соревнованиях различного ранга. Основные задачи, которые решает этот курс: - познакомить с элементарными понятиями шахматной игры; - помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной
  игры; - обучить решать комбинации на разные темы; - обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию,
  через формирование умения решать комбинации на различные темы; - научить детей видеть в позиции разные варианты. Развивающие: - развивать интерес к истории происхождения шахмат и
  творчества шахматных мастеров; - развивать способность анализировать и делать выводы; - способствовать развитию творческой активности; - развивать волевые качества личности. Воспитательные: - сформировать правильное поведение во время игры; - воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи; - воспитывать целеустремлённость, трудолюбие. Данная программа рассчитана на четыре года обучения,
  состоящего из двух этапов. Методика. В
  данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют
  выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить
  их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в
  повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность. Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 10-13 лет.   | 
 
| 
   «Веселая
  кисточка»  | 
  
   Актуальность
  программы обусловлена тем, что
  происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее
  время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических
  искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и
  развития личности в целом.  
       В системе эстетического, творческого воспитания
  подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
  Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
  культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
  творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
  взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.  
      Занятия изобразительным искусством являются эффективным
  средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения,
  навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои
  работы. Программа
   направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
  творчеству. Цель:    
     Развитие личности школьника средствами искусства и получение
  опыта художественно-творческой деятельности. Задачи: 1.
   Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными
  художественными материалами. 2.
  Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в
  художественной деятельности. 3.
    Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный
  опыт детей. На
  занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития
  воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный
  подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы
  программы: 
 Основные
  дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
  последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
  индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения
  дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже,
  но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое
  мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от
  простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом,
  более сложном творческом уровне.  |