Образовательная программа дополнительного образования
Описание образовательной программы
1.1.
Пояснительная
записка
Дополнительное
образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и
обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ,
оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной
деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах
человека, государства.
Реализация
дополнительного образования обучающихся МБОУ «Уркарахская
многопрофильная гимназия им А.Абубакара» (далее - Учреждение) по
общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный
закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ
Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция
развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);
- Письмо
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014
г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству и содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;
- Федеральные
требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;
- Распоряжение
Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План мероприятий на 2015 –
2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Методические
рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных
(общеразвивающих) программ;
- Устав МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара»;
Дополнительное
образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ
направлено на формирование и развитие творческих способностей детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном,
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
Дополнительное
образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом
возрастных и индивидуальных способностей детей.
Дополнительное
образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и
наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их
родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к
академическому учению.
Дополнительное
образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления
личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся
средах. Дополнительное образование детей
является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования,
удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная
деятельность по дополнительным программам направлена на:
- формирование и
развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение
индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом,
нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой
и спортом;
- формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и
трудового воспитания обучающихся;
- выявление,
развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся
способности;
- профессиональную
ориентацию обучающихся;
- социализацию и
адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование
общей культуры обучающихся;
- удовлетворение
образовательных потребностей и интересов обучающихся.
1.2. Цели и
задачи дополнительного образования
Основные цели и
задачи дополнительного образования обучающихся Учреждения соответствуют
Концепции развития дополнительного образования обучающихся.
Целью
дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей
детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного
времени.
Эта цель
реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ,
имеющих техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную,
художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую
направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей,
развития их умений и навыков.
Основными
задачами дополнительного образования обучающихся являются:
- изучение
интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
- обеспечение
гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по
общеразвивающим программам;
- обеспечение
необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития
и воспитания обучающихся;
- формирование
условий для создания единого образовательного пространства;
- формирование и
развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование
общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в
обществе;
- формирование
культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- создание
максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей,
воспитания уважения к истории и культуре своего народа.
1.3.
Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения
Актуальность и
педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении
заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего
образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и
осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного
образования.
Деятельность
гимназии по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах:
-
природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее,
чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо
найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже
есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма:
через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности,
что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
- демократии:
совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений
культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально
благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
- творческого
развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни,
роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или
коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного
выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений
по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают
дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация
образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая
система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся
разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята
могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение
работать в коллективе, учитывая интересы других.
Функции
дополнительного образования:
-
образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным
программам, получение им новых знаний;
- воспитательная
– обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в гимназии культурной
среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое
воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная
– передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой
последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
-
коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная-
организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил
ребенка;
- интеграционная
– создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная
– освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих
основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка
фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных
гарантий достижения успеха в избранных
им сферах творческой деятельности;
- социализация –
освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства
социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- самореализация
– самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Перечисленные
позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей,
которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание
уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная
позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность
видеть в нем личность, достойную уважения.
1.
Содержательный
раздел образовательной программы дополнительного образования
2.1. Содержание
дополнительного образования
Дополнительное
образования обучающихся МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им.
А.Абубакара»;
реализуется через техническую,
естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную,
туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности.
Целью технической направленности
дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как
объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору
профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений,
творческих способностей талантливой молодёжи.
Целью художественной направленности является:
нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений
являются:
- развитие способности эстетического восприятия
прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы,
развитие творческих способностей;
- развитие
эстетического восприятия произведений музыкальной культуры, произведений
искусства, природы;
-
способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в
коллективе;
- формирование
художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Целью физкультурно-спортивной направленности
дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической
культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа обучающимися предполагает решение следующих
задач:
-создание условий для развития физической
активности с соблюдением гигиенических норм и правил;
- формирование
ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;
- организация
межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Программы естественнонаучной направленности в
системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной
активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление
школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствуют
формированию интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Естественнонаучная
направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская
деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин:
астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география,
природоведение, медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому
просвещению и повышению уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению
нравственных и правовых принципов природопользования.
Задачи:
-формирование системы знаний об экологических
проблемах современности и путей их разрешения;
-формирование
мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и
деятельности, здорового образа жизни;
-развитие интеллектуального
стремления к активной деятельности по охране окружающей среды (способности к
анализу экологических ситуаций).
Целью туристско-краеведческой направленности
является совершенствование системы образования на основе изучения родного края
с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей
воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою
Родину и ответственных за ее будущее.
Задачи:
-усвоение
комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в
процессе внеучебной деятельности;
-создание условий в образовательном
пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;
-формирование
потребности в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного
края;
Социально-педагогическая направленность в системе
дополнительного образования ориентирована на изучение психологических
особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик
самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена
общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы
является одной из главных задач социально-педагогического направления, которая
актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема
воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой
социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в
социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание
образовательных программ соответствует:
·
достижениям
мировой культуры, российским традициям;
·
определенному
уровню образования;
·
направленностям
дополнительных общеразвивающих программ;
·
современным
образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах
обучения;
- в формах и
методах обучения;
- в методах
контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах
обучения.
Используемые
методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного
образования Учреждения:
·
практические
(упражнения, самостоятельные задания)
·
наглядные
(наглядные пособия, технические средства обучения)
·
демонстрационные
(экскурсии, посещение культурологических учреждений)
·
дидактические
(использование обучающих пособий)
·
иллюстративные
(использование иллюстративного материала художественной и периодической печати)
·
словесные
(объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
·
игровые
(основаны на игровой деятельности воспитанников)
·
ассоциативные
(основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга)
·
технологические
(использование различных педагогических технологий в организации работы с
детьми)
·
репродуктивные
(форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти).
Используются при повторении, закреплении.
·
Объяснительно-иллюстративные
(объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале)
·
проблемные
(проблемная ситуация, научный поиск)
·
частично-поисковые
(предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных
вопросов)
·
исследовательские
(самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)
Формы занятий:
индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
·
Игры
(познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
·
Конкурс
·
Фестиваль
·
Соревнование
·
Экскурсия
·
Концерт
·
Выставка
·
Викторина
и т.д.
2.2. Условия реализации образовательной программы
дополнительного образования
Развитие системы
дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда
задач организационного, кадрового, материально-технического, программно-методического,
психологического характера.
Организационно-педагогические
условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в МБОУ
«Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара» и способствуют созданию
единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется
социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их
родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также
учесть особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные
задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические
и кадровые возможности.
Данные условия
способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и
дополнительного образования детей.
Занятиями по
программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6,6 до 18
лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в
соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях
(секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий
спортивного и неспортивного профиля.
Продолжительность
занятий исчисляется в академических часах – 40 – 45 минут.
Учебный год в
объединениях дополнительного образования начинается с 14 сентября и заканчивается 31 мая текущего
года.
Занятия проходят
в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от
содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции,
практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения
программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы
и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и
продолжительность занятий определяется содержанием программы.
Прием детей в объединения
осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)).
Обучение ведется
в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного
образования.
созданы
необходимые условия для организации дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на
профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается
творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками,
классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем
(воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические
условия
направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках
дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному
росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования Учреждения
информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические
условия
обеспечивают:
1)
возможность
достижения обучающимися определенных результатов;
2)
соблюдение
санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны
здоровья обучающихся и охраны труда работников.
Кабинеты
Учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами, обеспечивающими
информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в
сеть «Интернет».
Для занятий по
художественной направленности имеется кабинет музыки, изобразительного
искусства, актовый зал, кабинет кулинарии и швейного дела.
Кабинет
изобразительного искусства оснащен необходимыми материалами: наглядные наборы
муляжей, репродукций, мультимедийное оборудование.
Кабинет музыки
обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр, синтезатор, музыкальные
инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет», фонотека.
Спортивный зал
включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи баскетбольные,
скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также спортивные
комплексы для лазания, подтягивания.
Актовый зал (на
160 посадочных мест) имеет оборудование для проведения массовых мероприятий:
микрофоны, колонки, ноутбук, микшерный пульт, микрофонные стойки.
Для реализации
курсов «Строевая и огневая подготовка» имеются в наличии 2 пневматические
винтовки и 2 макета автомата АК-47.
2.3.
Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых
элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются
планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой
систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих
содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку
предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать.
При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо
ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты.
Метапредметные
результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые
ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных
ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных
учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность
обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные
результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень
притязаний, самооценка, эмоциональное отношение
к достижению, волевые усилия).
Предметные
результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая
формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий,
которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и
преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические
умения, предусмотренные программой.
Оценка
образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей
программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и
подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в
дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию
достижений личности.
Согласно
Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим
программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная
аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки,
фестиваль достижений, концерт и т.д.)
Реализация
дополнительной общеразвивающей программы МБОУ «Уркарахская многопрофильная
гимназия им А.Абубакара» позволит достичь следующих результатов:
1.
Нормативно-правовое
обеспечение:
– сохранить государственные гарантии доступности
дополнительного образования детей;
–
совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования.
2.
Ресурсное
обеспечение:
– создать единое информационно-образовательное
пространство основного и дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение
дополнительного образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального
развития педагогических кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных
видов направленности дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности
дополнительного образования детей:
- организовать дополнительное образование в
соответствии с социальным заказом;
- содействовать развитию инновационного движения в
дополнительном образовании детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного
образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
3.
Организационный
раздел образовательной программы дополнительного образования
3.1.
Учебный
план по реализации образовательной МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара»;
3.2.
программы дополнительного образования
на 2020 – 2021 учебный год
Учебный
план по реализации образовательной программы дополнительного образования Учреждения
направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного
образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных
способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого
потенциала личности школьников.
Учебный
план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с учетом кадрового,
программно-методического и материально- технического обеспечения
образовательного процесса.
Содержание
учебного плана дополнительного образования детей включает в себя следующие направленности:
1.
Техническая направленность
2.
Естественнонаучная направленность
3.
Художественная направленность
4.
Физкультурно-спортивная направленность
5.
Туристско-краеведческая направленность
6.
Социально-педагогическая направленность
Учебный план по
реализации образовательной программы дополнительного образования на 2020 – 2021
учебный год
Направленность |
Название объединения |
Ф.И.О. педагога |
Количество групп |
Количество часов в неделю |
Всего часов по программе в год (32 недели) |
|
Художественно - эстетическая и Спортивно - оздоровительное Естественно – научное и технико - конструкторное |
«Звонкие колокольчики» |
Абдуллаева П.А. |
2 |
2 |
64 |
|
«Музыка» |
Гасанов А.Н. |
3 |
3 |
98 |
||
«Умелые ручки» |
Магомедова Х.М. |
2 |
2 |
64 |
||
«Творческая Мастерская» |
Магомедова Х М. |
1 |
1 |
30 |
||
«Промышленный дизайн» |
Магомедова Х.М. |
1 |
1 |
30 |
||
«Хореография» |
Абдуллаева П.М. |
2 |
2 |
60 |
||
«Фотостудия» |
Гамзатова Х.Р. |
1 |
2 |
60 |
||
«Волшебная кисточка» |
Бибулатова С.М. |
2 |
2 |
60 |
||
«Информатика» |
Гамзатов Р.Н. |
1 |
1 |
34 |
||
3Д моделирование |
Умматов Б.С. |
1 |
1 |
34 |
||
«Беспилотные летательные аппараты» |
Алиев М.А |
1 |
2 |
60 |
||
«Реальная математика» (готовимся к олимпиаде по
математике) |
Абакарова Р.А. |
1 |
1 |
30 |
||
«Занимательная математика» |
Магомедова Р.Р. |
1 |
1 |
30 |
||
«Школа юного математика» |
Курбанова Х.И. |
1 |
1 |
30 |
||
«Занимательная математика» |
Абдуллаева Р.М. |
1 |
30 |
|||
«Шахматы» |
Матаев М..Г |
2 |
2 |
64 |
||
«Юный биолог» |
Магомедова Х.М. |
1 |
1 |
30 |
||
«Занимательная химия» |
Магомедова
П.М. |
1 |
1 |
30 |
||
«Биология – это жизнь» |
Абдуллабекова Б.А. |
1 |
1 |
30 |
||
«История, люди, события» |
Гаджиева А. А. |
1 |
1 |
30 |
||
«Вокруг света (готовимся к олимпиаде по географии)» |
Магомедгаджиев С.М. |
1 |
1 |
30 |
||
«Знатоки истории» |
Абдурахманов М.Р |
1 |
1 |
30 |
||
«Юный историк» |
Магомедова Р.К |
1 |
2 |
60 |
||
Социально –
педагогическая |
«Олимпиадный английский» |
Бахмудова Х.А. |
1 |
1 |
30 |
|
«Готовимся к олимпиаде по родному языку» |
Магомедова Б.А. |
1 |
1 |
30 |
||
«ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку,задания повыщенного
уровня)» |
Ибрагимова С.Б. |
2 |
2 |
60 |
||
|
|
|
|
|||
|
||||||
«Русское слово» |
Сулейманова М.М |
1 |
1 |
30 |
||
«Школа юного филолога (Олимпиадные задания по
русскому языку)» |
Ибрагимова С.Б. |
2 |
2 |
60 |
||
Туристско -
краеведческая |
«Краеведение» |
Абдулгапизова А.Ч. |
1 |
3 |
98 |
Аннотация
к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Название программы |
Краткое содержание программы |
Технико
– конструкторное
|
|
«3Д
моделирование» |
Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов.
Предусматривает групповые и индивидуальные, теоретические и практические
занятия. Особое место уделяется развитию навыков самостоятельной творческой
деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов. В курсе
разработана система заданий, направленных на формирование умений читать и
выполнять чертежи, изготавливать по ним готовые модели и различные предметы;
читать, составлять и использовать при конструировании технологические карты. Цель программы: создание условий для формирования социально
активной личности, её творческой самореализации и профессионального
самоопределения. |
«Беспилотные
летательные аппараты» |
Направленность программы. Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей имеет научно-техническую
направленность. Предполагает дополнительное образование детей в
области конструирования, моделирования и беспилотной авиации, программа также
направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с
беспилотными авиационными системами (БАС). Программа позволяет создавать благоприятные условия для
развития технических способностей школьников. Настоящая программа соответствует общекультурному уровню
освоения и предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося,
расширение его информированности в области беспилотных летательных аппаратов
и систем, а также обогащение навыками общения и приобретение умений
совместной деятельности в освоении программы. Новизна настоящей
образовательной программы заключается в том, что она интегрирует в себе
достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной
авиации. Актуальность программы Современные тенденции развития роботизированных комплексов
в авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем (БАС). В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса
к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной
техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет
тому назад. Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня
беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в
прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами. Благодаря росту возможностей и повышению доступности
дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно
растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС.
Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по
конструированию, программированию и эксплуатации БАС. Настоящая образовательная программа позволяет не только
обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить
обучающихся к планированию и организации работы над разноуровневыми
техническими проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида
деятельности в техническом творчестве. 2. Цели и задачи программы. Целью программы является формирование у обучающихся
устойчивых soft-skills и hard-skills[2] по
следующим направлениям: проектная деятельность, теория решения
изобретательских задач, работа в команде, аэродинамика и конструирование
беспилотных летательных аппаратов, основы радиоэлектроники и схемотехники,
программирование микроконтроллеров, лётная эксплуатация БАС (беспилотных
авиационных систем). Программа направлена на развитие в ребенке интереса к
проектной, конструкторской и предпринимательской деятельности, значительно
расширяющей кругозор и образованность ребенка. Задачи: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Возраст детей Программа
ориентирована на дополнительное образование учащихся среднего школьного
возраста (10 – 14 лет). |
«Информатика» |
Актуальность
программы обусловлена тем, что в настоящее
время одной из задач современного образования является содействие воспитанию
нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни
условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается
осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую
информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию в структурированную
текстовую форму. А также освоить программу MS Excel. Курс поддержан программным обеспечением Microsoft Excel - электронная таблица, входящая в состав
пакета офисных программ Microsoft Office. Изучение данной программы необходимо для отработки навыков
выполнения математических операций и построение графиков функций и диаграмм с
использованием программных средств в средней
школе. Цель: сформировать умения
создавать формулы с использованием стандартных функций в Microsoft Excel. |
Художественная направленность
|
|
«Звонкие
колокольчики» |
Программа разработана для обучающихся 3 – 9 классов. Новизна программы заключается
в том, что в ней наряду с традиционными формами обучения применяются и нетрадиционные
формы, основанные на межпредметных связях. Новизной являются занятия,
проводимые в форме
игр, конкурсов, турниров, дуэлей, ролевых игр, викторин. Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребенка в
детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений). |
«Музыка» |
Программа разработана для занятий с обучающимися 11 – 16
лет. Занятия в объединении помогут любому ребенку побывать в роли идейного вдохновителя,
сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и даже монтажера. Дети
смогут познакомиться с разными видами творческой деятельности, получат много
новой, интересной информации. Это прекрасный механизм для развития ребенка,
реализации его потребностей и инициатив, раскрытия внутреннего потенциала,
социализации детей через сочетание теоретических и практических занятий,
результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого
труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей
развиваютсясенсомоторные качества, восприятие цвета, ритма, движения,
раскрываются коммуникативные способности личности. Цель: Развитие творческих
и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание
аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликации). |
«Промышленный
дизайн» |
Программа составлена для обучающихся 11 – 15 лет. Содержание программы
предусматривает ознакомление учащихся с видами художественного творчества,
технологией обработки материалов, декорированием изделий (вязание крючком,
вышивание, технология обработки ткани, работой с природным материалом и
бумагой). Отличительная особенность
программы состоит в том, что обучающиеся углубленно обучаются основным
техникам нескольких ремесел: шитью, текстильному моделированию, вышиванию,
работе с различными материалами. Этот
технический универсализм помогает им достигнуть высокого уровня в овладении
искусством создания поделки
практически из любого материала. Цель программы
– развивать творческую личность посредством ознакомления и изучения видов
декоративно-прикладного творчества. |
Естественнонаучная
направленность
|
|
«Знатоки истории» |
Кардинальная задача курса — формирование у
старшеклассников гражданственности и патриотизма, четких представлений о
национальных интересах Российской Федерации, связанных на современном этапе в
первую очередь с формированием в нашей стране гражданского общества и
правового государства. Учебный материал предмета «Россия в мире» дает
возможность развивать у школьников ключевые ориентиры, связанные с российской
идентичностью, принадлежностью к российскому народу как гражданской нации.
Особое значение в связи с этим имеет осознание причастности к исторической
судьбе нашей Родины, к великой российской культуре, к сообществу
современников, способных ставить перед собой и решать важные задачи |
«Занимательная математика» |
Программа предназначена для обучающихся 6-7 классов. Программа «Занимательная математика»
направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, решать учебную задачу творчески. Поможет обучающимся старших
классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения
взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических
вопросов, известных обучающимся. В проведении занятий применяются новые педагогические
технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями
математических задач, неравенств и уравнений, связанных непосредственно со
школьной программой, но решаемых новыми методами.
Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ, интернет-ресурсов. Цель:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей
системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе образовательного
процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в
современном обществе. |
«Школа
юного математика» |
Программа составлена для
обучающихся 15 – 16 лет. Данная программа составлена учителем-практиком. В ней
нашли отражение требования к выпускникам средней школы по предмету, она
ориентирована на подготовку обучающихся к экзаменам с одной стороны и
применению теоретических и практических навыков, умений, знаний в дальнейшем
в нестандартных ситуациях, с другой стороны.
Углубление реализуется на
базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих
применения высокой логической и операционной культуры, развивающих
научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся. Тематика задач
не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный.
Особое место занимают задачи, требующие применения обучающимися знаний в
незнакомой (нестандартной) ситуации. Цель - овладение
обучающимися конкретными математическими знаниями и умениями, необходимыми
для дальнейшего обучения в других учебных заведениях. |
«Реальная
математика» (готовимся к олимпиаде по математике) |
Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет. Программа является синтезом известных математических тем,
дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру
учащихся 15-16 лет. Программа принципиально отличается от урочной и
факультативной систем изучения математики тем, что обучающиеся добровольно
выбирают занятия математикой; познавательный процесс становится непрерывным и
не ограничен рамками урока; созданы условия для системного развития
творческих способностей детей в математике. Предполагаемая программа основывается на систематической
организации внеклассной работы со значительным числом обучающихся – в тесной
связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам
математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить
математическую подготовку обучающихся средней школы и развить их
самостоятельное творческое мышление. Цель программы: формирование у обучающихся 9 классов устойчивых
математических знаний, навыков и создание условий для
социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка в окружающем мире. |
«Занимательная математика» |
Программа составлена для
обучающихся 9 – 10 лет. Программа «Занимательная
математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Поможет обучающимся младших классов углубить свои математические знания,
поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно
расширить круг математических вопросов, известных обучающимися. В проведении занятий применяются новые педагогические
технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями
математических задач, неравенств и уравнений, связанных непосредственно со
школьной программой, но решаемых новыми методами.
Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ,
Интернет-ресурсов. Отличительной особенностью данной
программы является то, что она предусматривает включение заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации, что способствует появлению у
обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а
также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности. Практические задания способствуют
развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти,
математической речи, внимания; умению анализировать, решать. Программой
предусмотрено участие в олимпиадах, конкурсах, обобщать и делать выводы. Цель: помочь обучающимся с любой степенью подготовленности в
овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических
задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию
познавательных интересов, мышления обучающихся. |
«Юный биолог» «Биология – это жизнь» |
Программа рассчитана на обучающихся 11 – 16 лет. Основные задачи программы: Образовательные
Развивающие
Много
внимания уделяется исследовательской деятельности, проведению практических
работ. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с
теоретическими сведениями о проектной деятельности, так и практические
занятия. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность
учащихся в рамках нетрадиционных
методов, таких как прогнозирование, моделирование, исследование и изучение
свойств веществ на практике. Цели – создать условия, при которых учащиеся: ·
Самостоятельно
и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; ·
Учатся
пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач; ·
Приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах; Развивают у себя исследовательские умения (умения
выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,
анализа, построения гипотез, обобщения). |
«Занимательная
химия» |
Программа рассчитана на обучающихся 14 – 16 лет. Данная программа предоставляет возможность обучающимся
реализовать свои интересы к наукам: химии, биологии, экологии, физике.
Программа объединения «Занимательная химия» базируется на идеях личностно-ориентированного
обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и
проблемного обучения, проектной технологии. Обучающиеся
знакомятся со структурой проектов, с олимпиадными заданиями по химии, со
сложными заданиями ОГЭ и ЕГЭ по химии, с целями, методами работы, обработкой
результатов. Рассматриваются критерии защиты проектов. Презентации по итогам
работы оцениваются как учителем, так и обучающимися. Много
внимания уделяется решению сложных заданий и задач, исследовательской деятельности,
проведению практических работ. В программу включены как занятия, направленные
на знакомство с теоретическими сведениями о проектной деятельности, так и
практические занятия. Практическая часть курса позволяет организовать
деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как
прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на
практике. Цели – создать условия, при которых учащиеся: ·
Самостоятельно
и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; ·
Учатся
пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач; ·
Приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах; Развивают у себя исследовательские умения (умения
выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,
анализа, построения гипотез, обобщения). |
Физкультурно-спортивная направленность |
Программа
рассчитана на обучающихся 12 – 14 лет. Новизна
и оригинальность программы в том, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно большее количесвто
желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в
процессе обучения. Она дает
возможность заняться
воспитанием здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию
гармоничного человека. Особенностьюданной программы является повышение количества двигательных единиц у детей через организацию в режиме дня
качественного учебно-тренировочного процесса, за определенное количество
учебных недель в году. ·
Цель
программы: развитие физических навыков обучающихся через занятия баскетболом. |
Туристско
– краеведческая направленность |
Программа рассчитана на обучающихся 9 – 12лет. Актуальность программы выражается в создании в системе
образования МБОУ «Уркарахская
многопрофильная гимназия им. А.Абубакара» краеведческой музейной комнаты,
соответствует современным требованиям образовательного процесса,
государственному социальному заказу (запросам родителей и детей). Отличительные
особенности образовательного процесса по данной программе от базового
заключается в том, что дети делятся на подгруппы по выполняемой функции:
поисковая деятельность, научно-исследовательская деятельность, обработка и
оформление, пропаганда лекторской группы. Подгруппы взаимозаменяемы по их
запросам и интересам. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и
расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь
курс обучения. Программа
определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет
специального изучения для актива школьного музея, что расширяет общий
кругозор и знания, дает представление о музейной деятельности. Цель программы – поддержание
статуса краеведческой комнаты в МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия
им.А.Абубакара», а также формирование социальной зрелости учащихся,
самоопределение в исторической культуре своей малой родины, развитие
творческой личности, воспитание гражданина страны. |
«История
русского литературного языка» |
Программа составлена для
обучающихся 15 – 16 лет. На занятиях обучающиеся
получают теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как: • Современный русский язык; • Культура речи; • Историческая грамматика; • Диалектология; • Введение в языкознание; • Стилистика. Новизна её заключается в
том, что на занятиях объединения обучающиеся изучают как серьёзные вопросы
языкознания, так и решают сложные задачи олимпиадного уровня, развивают
языковое чутьё. Предполагается работа с разными типами лингвистических
словарей, выполнение тестовых заданий повышенной сложности. Цель - повышение уровня
речевой культуры учащихся. |
«Школа юного филолога (Олимпиадные задания
по русскому языку)» |
Программа составлена для обучающихся 15 – 17 лет Выпускник школы должен уметь адаптироваться к
быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески
мыслить. Программа «Школа юного филолога» создана, чтобы прочувствовать
произведения классиков русской литературы, изучая их с помощью инновационных
технологий. Отличительные
особенности предлагаемой программы: - программа построена по хронологическому принципу; - программа ориентирована на закрепление, систематизацию и
углубление знаний по литературе у старшеклассников; - более 50 % времени по каждой теме отводится на
самостоятельную работу учащихся. Цель
программы – активизировать интерес
обучающихся к русской литературе. |
«Русское слово» |
Программа рассчитана на обучающихся 13 - 16 лет. Актуальность разработки программы
обусловлена необходимостью адаптации обучающихся
к реальным условиям учебы, жизни и работы в современном глобализированном
мире с одной стороны и наличием современных технологий с другой. Программа
отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому
владению языком в повседневном общении и направлена на повышение общей и
коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и
навыков. При разработке программы за
основу взяты такие методы, как
мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому
процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь
особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского
языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении. Прежде
всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная
тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания
группируются определённым образом, что способствует освоению приёмов работы с
тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов
лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по
решению заданий и выполнению творческих работ. Цель: Совершенствование
и углубление практических знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку |
«ОГЭ
и ЕГЭ по русскому языку,задания повыщенного уровня)» |
Программа составлена для обучающихся 15 – 17 лет Выпускник школы должен уметь адаптироваться к
быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески
мыслить. Программа ««ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку,задания повыщенного уровня)»»
создана, чтобы подготовить выпускников к успешной сдаче ГИА. Отличительные
особенности предлагаемой программы: - программа построена по хронологическому принципу; - программа ориентирована на закрепление, систематизацию и
углубление знаний по русскому языку у старшеклассников; - более 50 % времени по каждой теме отводится на
самостоятельную работу учащихся. Цель
программы – активизировать интерес
обучающихся к успешной сдаче ГИА. |
«Практическое
обществознание» |
Программа рассчитана на обучающихся 15 – 16 лет. Данная программа включают в себя теоретические и
практические занятия. Курс является интегративным, т. Е.
включает знания различных общественных наук (социологии, экономическойтеории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 9
класса педагогически целесообразной форме. Изучение теоретической части
программы призвано помочь детям понять современное общество и роль
человека в его развитии. При проведении
теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов.
Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям,
развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность
и анализировать полученные результаты. Цель - повышение уровня подготовки по обществознанию и овладение
обучающимися навыками,
обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного
общества. |
«Прикладное
обществознание» |
Программа рассчитана на обучающихся 15 – 17 лет. Актуальность и целесообразность программы – формирование методологической
компетентности обучающихся как основе исследовательской культуры и
формирования мировоззрения. Методологическая компетентность характеризуется
способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах
деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода.
Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление
сущности изучаемых явлений и процессов. Цель: обучение
приемам и методам научно-исследовательской деятельности учащихся для
усовершенствования процесса обучения и профориентации. |
«История,
люди, события» |
Отличительные особенности
предлагаемой программы: -
программа построена по хронологическому и тематическому принципам; - программа
ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у старшеклассников
имеющихся знаний об основных достижениях, процессах и явлениях русской культуры IX
- нач. XXI
вв. - Более 50%
времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу обучащихся,
позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Данная программа включают в себя теоретические и
практические занятия. Курс
является интегративным, т. е. включает знания различных общественных наук
(истории, обществознания, мировой художественной культуры, психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 11 класса в
педагогически целесообразной форме. При проведении
теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов.
Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям,
развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность
и анализировать полученные результаты. Цель: активизировать интерес обучающихся к истории русской
культуры. |
«Шахматы» |
Данная программа основана на индивидуальном подходе к
каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности.
Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к
ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого
обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и
результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на
основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на
занятии. В предлагаемой программе реализуется связь с общим
образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися
общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому
и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели. Целью программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию
интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как
на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в
соревнованиях различного ранга. Основные задачи, которые решает этот курс: - познакомить с элементарными понятиями шахматной игры; - помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной
игры; - обучить решать комбинации на разные темы; - обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию,
через формирование умения решать комбинации на различные темы; - научить детей видеть в позиции разные варианты. Развивающие: - развивать интерес к истории происхождения шахмат и
творчества шахматных мастеров; - развивать способность анализировать и делать выводы; - способствовать развитию творческой активности; - развивать волевые качества личности. Воспитательные: - сформировать правильное поведение во время игры; - воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи; - воспитывать целеустремлённость, трудолюбие. Данная программа рассчитана на четыре года обучения,
состоящего из двух этапов. Методика. В
данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют
выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить
их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в
повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность. Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 10-13 лет. |
«Веселая
кисточка» |
Актуальность
программы обусловлена тем, что
происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее
время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических
искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и
развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным
средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения,
навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои
работы. Программа
направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству. Цель:
Развитие личности школьника средствами искусства и получение
опыта художественно-творческой деятельности. Задачи: 1.
Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными
художественными материалами. 2.
Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в
художественной деятельности. 3.
Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный
опыт детей. На
занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный
подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы
программы:
Основные
дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения
дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже,
но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое
мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от
простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом,
более сложном творческом уровне. |