Образовательная программа дополнительного образования

Описание образовательной программы

1.1.            Пояснительная записка

 

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара» (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;

- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

- Устав МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара»;

Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.

Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.

Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах.  Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.

Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию обучающихся;

- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры обучающихся;

- удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.

 

1.2. Цели и задачи дополнительного образования

 

Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся.

Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.

Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.

Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеразвивающим программам;

- обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе;

- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.

 

1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения

 

Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.

Деятельность гимназии по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах:

- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;

- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;

- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;

- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;

- дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Функции дополнительного образования:

- образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний;

- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);

- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

- интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных  им сферах творческой деятельности;

- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

 

1.                  Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования

 

2.1. Содержание дополнительного образования

 

Дополнительное образования обучающихся МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им. А.Абубакара»;

  реализуется через техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности.

Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи.

Целью художественной направленности является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами объединений являются:

 - развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей;

- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы;

- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;

- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.

Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа  обучающимися предполагает решение следующих задач:

 -создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил;

- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;

- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.

Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствуют формированию интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования.

Задачи:

 -формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения;

-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по охране окружающей среды (способности к анализу экологических ситуаций).

Целью туристско-краеведческой направленности является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.

Задачи:

-усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеучебной деятельности;

 -создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;

-формирование потребности в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;

Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного образования ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Содержание образовательных программ соответствует:

·         достижениям мировой культуры, российским традициям;

·         определенному уровню образования;

·         направленностям дополнительных общеразвивающих программ;

·         современным образовательным технологиям, которые отражены:

- в принципах обучения;

- в формах и методах обучения;

- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;

- в средствах обучения.

Используемые методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования Учреждения:

·         практические (упражнения, самостоятельные задания)

·         наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)

·         демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений)

·         дидактические (использование обучающих пособий)

·         иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и периодической печати)

·         словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)

·         игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)

·         ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга)

·         технологические (использование различных педагогических технологий в организации работы с детьми)

·         репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении.

·         Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале)

·         проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)

·         частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка отдельных проблемных вопросов)

·         исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)

Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные

Виды занятий:

·         Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)

·         Конкурс

·         Фестиваль

·         Соревнование

·         Экскурсия

·         Концерт

·         Выставка

·         Викторина и т.д.

 

2.2. Условия реализации образовательной программы дополнительного образования

 

Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программно-методического, психологического характера.

Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара» и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей.

Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 – 45 минут.

Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается  с 14 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.

Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.

Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы.

Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)).

Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного образования.

созданы необходимые условия для организации дополнительного образования:

Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).

Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования Учреждения информируются все участники образовательных отношений.

Материально-технические условия обеспечивают:

1)                     возможность достижения обучающимися определенных результатов;

2)                     соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.

Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».

Для занятий по художественной направленности имеется кабинет музыки, изобразительного искусства, актовый зал, кабинет кулинарии и швейного дела.

Кабинет изобразительного искусства оснащен необходимыми материалами: наглядные наборы муляжей, репродукций, мультимедийное оборудование.

Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет», фонотека.

Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания.

Актовый зал (на 160 посадочных мест) имеет оборудование для проведения массовых мероприятий: микрофоны, колонки, ноутбук, микшерный пульт, микрофонные стойки.

Для реализации курсов «Строевая и огневая подготовка» имеются в наличии 2 пневматические винтовки и 2 макета автомата АК-47.

 

2.3. Планируемые результаты освоения программы

 

Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты.

Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение  к достижению, волевые усилия).

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой.

Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию достижений личности.

Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.)

Реализация дополнительной общеразвивающей программы МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара» позволит достичь следующих результатов:

1.                      Нормативно-правовое обеспечение:

– сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования детей;

– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования.

2.                      Ресурсное обеспечение:

– создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей;

- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей;

- создать условия для поддержки профессионального развития педагогических кадров;

- создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности дополнительных общеразвивающих программ.

3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:

- организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом;

- содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей;

- внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.

 

3.                  Организационный раздел образовательной программы дополнительного образования

 

3.1.            Учебный план по реализации образовательной МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им А.Абубакара»;

3.2.             программы дополнительного образования

на 2020 – 2021 учебный год

 

Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности школьников.

Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и составлен с учетом кадрового, программно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя следующие направленности:

1.      Техническая направленность

2.      Естественнонаучная направленность

3.      Художественная направленность

4.      Физкультурно-спортивная направленность

5.      Туристско-краеведческая направленность

6.      Социально-педагогическая направленность

Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования на 2020 – 2021 учебный год

 

Направленность

Название объединения

Ф.И.О. педагога

Количество групп

Количество часов в неделю

Всего часов по программе в год

(32 недели)

 

Художественно - эстетическая

и Спортивно - оздоровительное

                                     

Естественно – научное и технико - конструкторное

«Звонкие колокольчики»

Абдуллаева П.А.

2

2

64

«Музыка»

Гасанов А.Н.

3

3

98

«Умелые ручки»

Магомедова Х.М.

2

2

64

«Творческая Мастерская»

Магомедова Х М.

1

1

30

 

«Промышленный дизайн»

 

Магомедова Х.М.

1

1

30

 

«Хореография»

 

Абдуллаева П.М.

2

2

60

 

«Фотостудия»

 

Гамзатова Х.Р.

1

2

60

«Волшебная кисточка»

 

Бибулатова С.М.

2

2

60

«Информатика»

   

Гамзатов Р.Н.

1

1

34

 

3Д моделирование

 

Умматов Б.С.

1

1

34

   

«Беспилотные летательные аппараты»

 

Алиев М.А

1

2

60

«Реальная математика» (готовимся к олимпиаде по математике)

Абакарова Р.А.

1

1

30

«Занимательная математика»

Магомедова Р.Р.

   

1

 

1

 

30

«Школа юного математика»

Курбанова Х.И.

1

1

30

«Занимательная математика»

 

Абдуллаева Р.М.

1Хочу такой сайт

1

30

«Шахматы»

Матаев М..Г

2

2

64

«Юный биолог»

Магомедова Х.М.

1

1

30

«Занимательная химия»

Магомедова  П.М.

1

1

30

«Биология – это жизнь»

Абдуллабекова Б.А.

1

1

30

«История, люди, события»

 

Гаджиева А. А.

1

1

30

«Вокруг света (готовимся к олимпиаде по географии)»

 

Магомедгаджиев С.М.

1

1

30

 

«Знатоки истории»

Абдурахманов М.Р

1

1

30

 

«Юный историк»

 

Магомедова Р.К

1

2

60

Социально – педагогическая

 
 

«Олимпиадный английский»

 

Бахмудова Х.А.

1

1

30

 

«Готовимся к олимпиаде по родному языку»

 

Магомедова Б.А.

1

1

30

«ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку,задания повыщенного уровня)»

Ибрагимова С.Б.

2

2

60

       
                 

«Русское слово»

Сулейманова М.М

1

1

30

«Школа юного филолога (Олимпиадные задания по русскому языку)»

Ибрагимова С.Б.

2

2

60

Туристско - краеведческая

 

«Краеведение»

Абдулгапизова А.Ч.

1

3

98

Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

 

Название программы

Краткое содержание программы

 

Технико – конструкторное

 

«3Д моделирование»

Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные, теоретические и практические занятия. Особое место уделяется развитию навыков самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов. В курсе разработана система заданий, направленных на формирование умений читать и выполнять чертежи, изготавливать по ним готовые модели и различные предметы; читать, составлять и использовать при конструировании технологические карты.

Цель программы: создание условий для формирования социально активной личности, её творческой самореализации и профессионального самоопределения.

 

«Беспилотные летательные аппараты»

 

Направленность программы. Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей имеет научно-техническую направленность. Предполагает дополнительное образование детей в области конструирования, моделирования и беспилотной авиации, программа также направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами (БАС).

Программа позволяет создавать благоприятные условия для развития технических способностей школьников.

Настоящая программа соответствует общекультурному уровню освоения и предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в области беспилотных летательных аппаратов и систем, а также обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.

Новизна настоящей образовательной программы заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации.

Актуальность программы Современные тенденции развития роботизированных комплексов в авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем (БАС).

В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет тому назад. Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами.

Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС. Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по конструированию, программированию и эксплуатации БАС.

Настоящая образовательная программа позволяет не только обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить обучающихся к планированию и организации работы над разноуровневыми техническими проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве.

2. Цели и задачи программы.  

Целью программы является формирование у обучающихся устойчивых soft-skills и hard-skills[2] по следующим направлениям: проектная деятельность, теория решения изобретательских задач, работа в команде, аэродинамика и конструирование беспилотных летательных аппаратов, основы радиоэлектроники и схемотехники, программирование микроконтроллеров, лётная эксплуатация БАС (беспилотных авиационных систем). Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и предпринимательской деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • сформировать у обучающихся устойчивые знания в области моделирования и конструирования БАС;
  • развить у обучающихся технологические навыки конструирования;
  • сформировать у обучающихся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

Развивающие задачи:

  • поддержать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности;
  • развить способность к самореализации и целеустремлённости;
  • сформировать техническое мышление и творческий подход к работе;
  • развить навыки научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности;
  • расширить ассоциативные возможности мышления.

Воспитательные задачи:

  • сформировать коммуникативную культуру, внимание, уважение к людям;
  • воспитать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки, расширить политехнический кругозор и умение планировать работу по реализации замысла, предвидение результата и его достижение;
  • сформировать способности к продуктивному общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.

Возраст детей Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся среднего школьного возраста (10 – 14 лет).

 

«Информатика»

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму. А также освоить программу MS Excel.

Курс поддержан программным обеспечением Microsoft Excel - электронная таблица, входящая в состав пакета офисных программ Microsoft Office. Изучение данной программы необходимо для отработки навыков выполнения математических операций и построение графиков функций и диаграмм с использованием программных средств в средней  школе.

Цель: сформировать умения  создавать формулы с использованием стандартных функций в Microsoft Excel.

 

Художественная направленность

 

«Звонкие колокольчики»

Программа разработана для обучающихся 3 – 9 классов.

Новизна программы заключается в том, что в ней наряду с традиционными формами обучения применяются и нетрадиционные формы, основанные на межпредметных связях. Новизной являются занятия, проводимые   в форме  игр, конкурсов, турниров, дуэлей, ролевых игр, викторин.  

Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребенка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).

«Музыка»

Программа разработана для занятий с обучающимися 11 – 16 лет.

Занятия в объединении помогут любому ребенку побывать в роли идейного вдохновителя, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и даже монтажера. Дети смогут познакомиться с разными видами творческой деятельности, получат много новой, интересной информации. Это прекрасный механизм для развития ребенка, реализации его потребностей и инициатив, раскрытия внутреннего потенциала, социализации детей через сочетание теоретических и практических занятий, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваютсясенсомоторные качества, восприятие цвета, ритма, движения, раскрываются коммуникативные способности личности.

Цель: Развитие творческих  и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликации).

«Промышленный дизайн»

Программа составлена для обучающихся 11 – 15 лет.

Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с видами художественного творчества, технологией обработки материалов, декорированием изделий (вязание крючком, вышивание, технология обработки ткани, работой с природным материалом и бумагой).

Отличительная особенность программы состоит в том, что обучающиеся углубленно обучаются основным техникам   нескольких ремесел: шитью,  текстильному моделированию, вышиванию, работе с различными материалами.  Этот технический универсализм помогает им достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  поделки практически из любого материала.

Цель программы – развивать творческую личность посредством ознакомления и изучения видов декоративно-прикладного творчества.

 

Естественнонаучная направленность

 

«Знатоки истории»

 

Кардинальная задача курса — формирование у старшеклассников гражданственности и патриотизма, четких представлений о национальных интересах Российской Федерации, связанных на современном этапе в первую очередь с формированием в нашей стране гражданского общества и правового государства. Учебный материал предмета «Россия в мире» дает возможность развивать у школьников ключевые ориентиры, связанные с российской идентичностью, принадлежностью к российскому народу как гражданской нации. Особое значение в связи с этим имеет осознание причастности к исторической судьбе нашей Родины, к великой российской культуре, к сообществу современников, способных ставить перед собой и решать важные задачи

«Занимательная математика»

Программа предназначена для обучающихся 6-7 классов.

Программа «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Поможет обучающимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, известных обучающимся.

В проведении занятий применяются новые педагогические технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, неравенств и уравнений, связанных непосредственно со школьной программой, но решаемых новыми методами. Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ, интернет-ресурсов.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе образовательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

«Школа юного математика»

Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет.

Данная программа составлена учителем-практиком. В ней нашли отражение требования к выпускникам средней школы по предмету, она ориентирована на подготовку обучающихся к экзаменам с одной стороны и применению теоретических и практических навыков, умений, знаний в дальнейшем в нестандартных ситуациях, с другой стороны. 

Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный. Особое место занимают задачи, требующие применения обучающимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Цель - овладение обучающимися конкретными математическими знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего обучения в других учебных заведениях.

«Реальная математика» (готовимся к олимпиаде по математике)

Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет.

Программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся 15-16 лет. Программа принципиально отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что обучающиеся добровольно выбирают занятия математикой; познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока; созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.

Предполагаемая программа основывается на систематической организации внеклассной работы со значительным числом обучающихся – в тесной связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить математическую подготовку обучающихся средней школы и развить их самостоятельное творческое мышление.

Цель программы: формирование у обучающихся 9 классов устойчивых  математических  знаний, навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире.

«Занимательная математика»

Программа составлена для обучающихся 9 – 10 лет.

Программа «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Поможет обучающимся младших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, известных обучающимися.

В проведении занятий применяются новые педагогические технологии. На занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, неравенств и уравнений, связанных непосредственно со школьной программой, но решаемых новыми методами. Программа объединения предполагает широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает включение заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению анализировать, решать. Программой предусмотрено участие в олимпиадах, конкурсах,  обобщать и делать выводы.

Цель: помочь обучающимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления обучающихся. 

«Юный биолог»

 

«Биология – это жизнь»

Программа рассчитана на обучающихся 11 – 16 лет.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.
 

            Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведению практических работ. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями о проектной деятельности, так и практические занятия. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках  нетрадиционных методов, таких как прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике.

Цели – создать условия, при которых учащиеся:

·         Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

·         Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

·         Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

«Занимательная химия»

Программа рассчитана на обучающихся 14 – 16 лет.

Данная программа предоставляет возможность обучающимся реализовать свои интересы к наукам: химии, биологии, экологии, физике. Программа объединения «Занимательная химия» базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии.

         Обучающиеся знакомятся со структурой проектов, с олимпиадными заданиями по химии, со сложными заданиями ОГЭ и ЕГЭ по химии, с  целями, методами работы, обработкой результатов. Рассматриваются критерии защиты проектов. Презентации по итогам работы оцениваются как учителем, так и обучающимися.

            Много внимания уделяется решению сложных заданий и задач, исследовательской деятельности, проведению практических работ. В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями о проектной деятельности, так и практические занятия. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике.

Цели – создать условия, при которых учащиеся:

·         Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

·         Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

·         Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

 

Физкультурно-спортивная направленность

 

Программа рассчитана на обучающихся 12 – 14 лет.

Новизна и оригинальность  программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования  и охватывает значительно большее количесвто желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает  возможность заняться   воспитанием здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Особенностьюданной программы является повышение количества двигательных единиц  у детей через организацию в режиме дня качественного учебно-тренировочного процесса, за определенное количество учебных недель в году.

·         Цель программы: развитие физических навыков обучающихся через занятия баскетболом.

 

Туристско – краеведческая направленность

 

Программа рассчитана на обучающихся 9 – 12лет.

Актуальность программы выражается в создании в системе образования  МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им. А.Абубакара» краеведческой музейной комнаты, соответствует современным требованиям образовательного процесса, государственному социальному заказу (запросам родителей и детей).

Отличительные особенности образовательного процесса по данной программе от базового заключается в том, что дети делятся на подгруппы по выполняемой функции: поисковая деятельность, научно-исследовательская деятельность, обработка и оформление, пропаганда лекторской группы. Подгруппы взаимозаменяемы по их запросам и интересам. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения.

Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива школьного музея, что расширяет общий кругозор и знания, дает представление о музейной деятельности.

Цель программы – поддержание статуса краеведческой комнаты в МБОУ «Уркарахская многопрофильная гимназия им.А.Абубакара», а также формирование социальной зрелости учащихся, самоопределение в исторической культуре своей малой родины, развитие творческой личности, воспитание гражданина страны.

«История русского литературного языка»

Программа составлена для обучающихся 15 – 16 лет.

На занятиях обучающиеся получают теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

 Современный русский язык;

 Культура речи;

 Историческая грамматика;

 Диалектология;

 Введение в языкознание;

 Стилистика.

Новизна её заключается в том, что на занятиях объединения обучающиеся изучают как серьёзные вопросы языкознания, так и решают сложные задачи олимпиадного уровня, развивают языковое чутьё. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, выполнение тестовых заданий повышенной сложности.

Цель - повышение уровня речевой культуры учащихся.

«Школа юного филолога (Олимпиадные задания по русскому языку)»

Программа составлена для обучающихся 15 – 17 лет

Выпускник школы должен уметь адаптироваться к быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески мыслить. Программа «Школа юного филолога» создана, чтобы прочувствовать произведения классиков русской литературы, изучая их с помощью инновационных технологий.

Отличительные особенности предлагаемой программы:

- программа построена по хронологическому принципу;

- программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление знаний по литературе у старшеклассников;

- более 50 % времени по каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся.

Цель программы – активизировать интерес обучающихся к русской литературе.

«Русское слово»

Программа рассчитана на обучающихся 13 - 16 лет.

Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптации обучающихся к реальным условиям учебы, жизни и работы в современном глобализированном мире с одной стороны и наличием современных технологий с другой. Программа отражает современные тенденции и требования к изучению и практическому владению языком в повседневном общении и направлена на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков.

При разработке программы за основу  взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий и выполнению творческих работ.

Цель: Совершенствование  и углубление практических знаний, умений, навыков учащихся  по русскому языку

«ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку,задания повыщенного уровня)»

Программа составлена для обучающихся 15 – 17 лет

Выпускник школы должен уметь адаптироваться к быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески мыслить. Программа ««ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку,задания повыщенного уровня)»» создана, чтобы подготовить выпускников к успешной сдаче ГИА.

Отличительные особенности предлагаемой программы:

- программа построена по хронологическому принципу;

- программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление знаний по русскому языку у старшеклассников;

- более 50 % времени по каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся.

Цель программы – активизировать интерес обучающихся к успешной сдаче ГИА.

«Практическое обществознание»

Программа рассчитана на обучающихся 15 – 16 лет.

Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия.  Курс является интегративным, т. Е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономическойтеории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 9 класса педагогически целесообразной форме. Изучение теоретической части программы призвано помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии.

 При проведении теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов. Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты.

 Цельповышение уровня подготовки  по обществознанию и овладение  обучающимися  навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

«Прикладное обществознание»

Программа рассчитана на обучающихся 15 – 17 лет.

Актуальность и целесообразность  программы – формирование методологической компетентности обучающихся как основе исследовательской культуры и формирования мировоззрения. Методологическая компетентность характеризуется способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода. Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов.

Цель: обучение приемам и методам научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

«История, люди, события»

 

  Отличительные  особенности  предлагаемой программы:

  -  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;

  - программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у старшеклассников имеющихся знаний об основных достижениях, процессах и явлениях  русской культуры IX -  нач. XXI вв.

  - Более 50% времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу обучащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия. Курс является интегративным, т. е. включает знания различных общественных наук (истории, обществознания, мировой художественной культуры, психологии, этики) в адаптированной для обучающихся 11 класса в педагогически целесообразной форме.

 При проведении теоретических занятий предполагается использование видеоматериалов. Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты.

Цель: активизировать интерес обучающихся к истории русской культуры.

«Шахматы»

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

Целью  программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.

Основные задачи, которые решает этот курс:
Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.

Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 10-13 лет. 

 

«Веселая кисточка»

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

       В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

      Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель:  

     Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1.  Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3.   Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  •  ознакомительный – первый год обучения для обучающихся 7 – 9 лет;
  •  развивающий и исследовательский –  второй год обучения для обучающихся 10 –13 лет;

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

 
   
образовательная программа по дополнительному образованию Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575833 Директор/Заведующий Алиев Абдулла Гаджикурбанович Дата подписания документа 16.03.2021 20:34:47 (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 825421991

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».