Литература
Аннотация
к рабочим программам по предмету «Литература»
5-9 кл.
Рабочие
программы по литературе для обучающихся 5-9 классов составлены в соответствии ФГОС ООО, утвержденного приказом
Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089, приказом Министерства
образования РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089», с
изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 03.06.2008 г. №164, от
31.08.2009 г., от 19.10.2009 г., от 24.01.2012 г. №39, от 23.06.2015 № 609, на основе программы по литературе для общеобразовательных школ (5-9
классы), с
учетом авторской программы «Литература», авторов В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,
В.И. Коровин и др. и учебного плана образовательного
учреждения.
Рабочие
программы разработаны сроком на 1 год.
Цели учебного предмета:
-
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации;
- постижение учащимися вершинных произведений
отечественной литературы, их чтение и анализ, направленный на понимание
образной природы искусства слова;
- последовательное формирование читательской
культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
- освоение общекультурных навыков
чтения, восприятия художественного языка и
понимания художественного смысла литературных
произведений;
-
овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более
глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению
художественного текста;
- формирование
потребности и способности выражения себя в слове;
- овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями.
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
1) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература.
5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.
2) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Полухина
В.П. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.
3) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература.
7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.
4) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература.
8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.
5) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский
И.С. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение.
Задачи
обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу
художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий
и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения
вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение способами устного пересказа
(подробному, выборочному,
сжатому, от другого лица, художественному) небольшого
отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению
монологической и диалогической речью
в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос,
рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- овладение способами свободного владения
письменной речью;
- освоение лингвистической,
культурологической, коммуникативной компетенциями.
Место учебного предмета, в учебном плане.
На
изучение предмета отводится: в 5 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 6
классе – 102 часа (3 часа в неделю) в 7 классе – 68 часов (3 часа в неделю), в
8 классе – 68 часов (3 часа в неделю), в 9 классе – 99 часов, (3 часа в неделю).
Содержание курса:
5
класс
1.
Введение
2.
Русский фольклор
3.
Древнерусская литература.
4.
Русская литература 18 в.
5.
Русская литература 19 в.
6.
Русская литература 20 в.
7.
Зарубежная литература.
6
класс
1.Введение
2.
Устное народное творчество.
3. Из древнерусской литературы.
4. Из литературы 18 века.
5. Из литературы 19 века.
6. Из русской литературы 20 века.
7. Произведения о Великой Отечественной войне.
8. Из литературы народов России.
9. Из зарубежной литературы.
7 класс
1.Введение.
2.
Устное народное творчество.
3.
Древнерусская литература.
4.
Литература ХVIII
века.
5.
Произведения русских писателей XIX
века.
6.
Произведения русских писателей XX
века.
7.
Зарубежная литература.
8 класс
1.Введение
2. Устное
народное творчество.
3. Из
древнерусской литературы.
4. Из русской литературы 18 века.
5. Из русской литературы 19 века.
6. Поэзия родной природы в русской литературе 19
века.
7. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
8. Русские поэты о родине, о родной природе.
9. Из зарубежной литературы.
9
класс
1.Введение.
2. Древнерусская литератур.
3.
Литература XVIII века.
4. Литература XIХ века.
5. Литература ХХ века.
6. Из зарубежной литературы.
Аннотация
к рабочим программам по предмету «Литература»
5-9 кл. Рабочие
программы по литературе для обучающихся 5-9 классов составлены в соответствии ФГОС ООО, утвержденного приказом
Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089, приказом Министерства
образования РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089», с
изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 03.06.2008 г. №164, от
31.08.2009 г., от 19.10.2009 г., от 24.01.2012 г. №39, от 23.06.2015 № 609, на основе программы по литературе для общеобразовательных школ (5-9
классы), с
учетом авторской программы «Литература», авторов В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,
В.И. Коровин и др. и учебного плана образовательного
учреждения. Рабочие
программы разработаны сроком на 1 год. -
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; - развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации; - постижение учащимися вершинных произведений
отечественной литературы, их чтение и анализ, направленный на понимание
образной природы искусства слова; - последовательное формирование читательской
культуры через приобщение к чтению художественной литературы; - освоение общекультурных навыков
чтения, восприятия художественного языка и
понимания художественного смысла литературных
произведений; -
овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более
глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению
художественного текста; - формирование
потребности и способности выражения себя в слове; - овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями. Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах: 1) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература.
5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение. 2) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Полухина
В.П. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение. 3) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература.
7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение. 4) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература.
8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение. 5) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский
И.С. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 2-х частях. М.: Просвещение. Задачи
обучения: - приобретение знаний по чтению и анализу
художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий
и необходимых сведений по истории литературы; - овладение способами устного пересказа
(подробному, выборочному,
сжатому, от другого лица, художественному) небольшого
отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; - научиться развёрнутому ответу на вопрос,
рассказу о литературном герое, характеристике героя; - овладение способами свободного владения
письменной речью; - освоение лингвистической,
культурологической, коммуникативной компетенциями. Место учебного предмета, в учебном плане. На
изучение предмета отводится: в 5 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 6
классе – 102 часа (3 часа в неделю) в 7 классе – 68 часов (3 часа в неделю), в
8 классе – 68 часов (3 часа в неделю), в 9 классе – 99 часов, (3 часа в неделю). Содержание курса: 5
класс 1.
Введение 2.
Русский фольклор 3.
Древнерусская литература. 4.
Русская литература 18 в. 5.
Русская литература 19 в. 6.
Русская литература 20 в. 7.
Зарубежная литература. 6
класс 1.Введение 2.
Устное народное творчество. 3. Из древнерусской литературы. 4. Из литературы 18 века. 5. Из литературы 19 века. 6. Из русской литературы 20 века. 7. Произведения о Великой Отечественной войне. 8. Из литературы народов России. 9. Из зарубежной литературы. 7 класс 1.Введение. 2.
Устное народное творчество. 3.
Древнерусская литература. 4.
Литература ХVIII
века. 5.
Произведения русских писателей XIX
века. 6.
Произведения русских писателей XX
века. 7.
Зарубежная литература. 8 класс 1.Введение 2. Устное
народное творчество. 3. Из
древнерусской литературы. 4. Из русской литературы 18 века. 5. Из русской литературы 19 века. 6. Поэзия родной природы в русской литературе 19
века. 7. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. 8. Русские поэты о родине, о родной природе. 9. Из зарубежной литературы. 9
класс 1.Введение. 2. Древнерусская литератур. 3.
Литература XVIII века. 4. Литература XIХ века. 5. Литература ХХ века. 6. Из зарубежной литературы.Цели учебного предмета:
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения
вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
свободному владению
монологической и диалогической речью
в объёме изучаемых произведений;
Аннотация к
рабочей программе по литературе ФГОС
10-11 класс
(базовый уровень)
Рабочая
программа по литературе для 10-11 класса составлена в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, на основе примерной Программы общего образования по
литературе, авторской программы по литературе Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение,
2016) Учебного плана МБОУ «Уркарахская МГ им. А.Абубакара» на 2020-2021 учебный
год.
Обоснование выбора программы
Для реализации рабочей программы
выбран учебно-методический комплект, ориентированный на базовый уровень
изучения литературы и содержащий необходимый материал по всем разделам
Примерной программы:
Литература. Примерные рабочие программы.
Предметная линия учебников под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11
классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А. Н.
Романова, Н. В. Шуваева; [под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева]. — М. :
Просвещение, 2019. Актуальность
Литература —
базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета
определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически
осваивает мир, выражая богатство и многооб-разие человеческого бытия в
художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей,
приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом
уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления
учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и
разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс
строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает
задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной
речи.
Изучение
литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
· воспитание духовно
развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
·
развитие эмоционального
восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
·
освоение текстов
художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
·
овладение умениями чтения
и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
К
важнейшим личностным результатам изучения литературы в средней (полной)
школе относятся следующие убеждения и качества:
·
осознание своей идентичности как
человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;
·
освоение нравственно - эстетических
ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;
·
осмысление
художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой
позиции;
·
понимание культурного многообразия
своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
Основные задачи:
·
приобретение знаний по чтению и
анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих
понятий и необходимых сведений по истории литературы;
·
овладение способами правильного,
беглого и выразительного чтения художественных и
·
текстов, в том числе и чтения
наизусть;
·
свободное владение монологической и
диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
·
навыки развернутого ответа на
вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
·
отзыва на самостоятельно прочитанное
произведение;
·
овладение способами свободного
владения письменной речью;
·
освоение лингвистической,
культурологической, коммуникативной компетенций;
·
приобретение навыка по написанию
сочинений по литературе в формате ЕГЭ.
Место учебного предмета «Литература»
в учебном плане
На
изучение предмета отводится 136 часов. В том числе: в 10 классе - 68 часов (2 часа
в неделю) в 11 классе – 68 часа (2 часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую
программу в 10-11 классах:
Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. —
М. : Просвещение, 2020 · Русский язык и литература.
Литература. 11
класс. Базовый уровень. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. — М. : Просвещение,2020
Виды и формы
контроля:
Промежуточный
-
устный пересказ (подробный, краткий,
выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, несколько
глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесе, критической статьи;
- выразительное
чтение;
- заучивание
наизусть стихотворных текстов;
Устный или письменный ответ на
вопрос;
-
устное словесное рисование;
- комментированное
чтение;
-
характеристика героя или героев
(индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
-
установление ассоциативных связей с
произведениями различных видов искусства;
-
определение принадлежности
литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
-
анализ (в том числе сравнительный)
текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
-
выявление языковых средств
художественной особенности и определение их роли в раскрытии
идейно-тематического содержания произведения;
-
подготовка доклада, лекции на
литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным
произведением;
-
работа с внетекстовыми источниками
(словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников,
дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
-
составление конспектов критических
статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
-
создание сценариев литературных или
литературно-музыкальных композиций;
-
участие в дискуссии, заседание
круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения
оппонентов.
Итоговый:
-
написание сочинения на основе и по
мотивам литературных произведений;
- письменный
развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий
зачет;
- защита
проектов.
Приемы: анализ, сравнение,
обобщение, доказательство, объяснение.
Форма
организации образовательного процесса: классно-урочная
система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа,
лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы,
написание сочинений, практикумы.
Технологии:
·
тестовая технология;
·
информационно-коммуникационная
технология;
·
технология проблемного обучения;
·
интернет-ориентированные технологии;
·
исследовательский метод;
·
индивидуальное и дифференцированное
обучение,
Рабочая программа среднего (полного) общего образования
сохраняет преемственность с Рабочей программой для основной школы, опирается на
традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника
мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и
интеллектуального развития личности школьника. Приобщение
старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы
позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого
поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся,
воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями отбора
художественных произведений для изучения в школе являются их высокая
художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на
личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особеннос-тям,
а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного
образования.
Планируемые результаты
образования
Личностные результаты:
· воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и
уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и на-стоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
· формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· освоение социальных норм,
правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
· формирование основ
экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
· осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты:
· умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учебе и познавательной деятельности;
· умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
·
умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
· умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
· владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
·
умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
· умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
·
смысловое чтение; умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
·
умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей, планирования
и
регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· формирование
и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
·
понимание ключевых проблем изученных
произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы
народов России и зарубежной литературы;
·
понимание связи литературных
произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
· умение
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
·
определение в произведении элементов
сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их
роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа);
владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской
литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
· формулирование собственного отношения к произведениям
литературы, их оценка;
· умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные
литературные произведения;
· понимание
авторской позиции и свое отношение к ней;
· восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
· умение пересказывать прозаические произведения или их
отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
· написание изложений и сочинений
на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные
и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
· понимание образной природы литературы как явления
словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
· понимание
русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.