1 1. Общие положения 1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. Учебные планы образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - образовательные организации), формируются в соответствии с требованиями: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312(далее - ФБУП-2004); - Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее ФКГОС) (для X-XI классов); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования); -Приказа Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования - Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345; - Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" ; - Письма Минобрнауки Россииот 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 1.3. Обучение в первых классах проводится по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. 1.4.Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательной организацией в соответствии с СанПиН. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. 2 Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: - в 1 классе — 35 минут; - во 2 - 4 классах – 35 - 45 минут (по решению образовательной организации). 1.5.Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации. Образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004. Учебный план образовательных организаций на 2021/2022 учебный год предусматривает: 4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IVклассов; 5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IXклассов; 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XIклассов. Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2021г. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации. В соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения. 1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы: - в соответствии с Примерной основной образовательной программой (далее – ПООП) начального общего образования: «При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью (стр.290)». ПООП основного общего образования предлагает при проведении занятий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком изучается родной язык (5–9 кл.), по иностранному языку и второму иностранному языку (5–9 кл.), технологии (5–9 кл.), информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Вместе с тем сообщаем, что отсутствие специальных норм по делению классов на группы не стоит рассматривать как запрет. Считаем, что деление классов на группы имеет педагогическое значение – повышает эффективность учебных занятий и индивидуализирует процесс обучения. 3 Таким образом, решение о делении классов на группы принимает самостоятельно общеобразовательная организация совместно со своим учредителем, с учетом наличия необходимых финансовых и педагогических ресурсов. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам, для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов. По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление классов на три группы при реализации образовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение иностранных языков (при изучении первого, основного иностранного языка), в гимназиях и образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка, начиная со II класса. Также по согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление класса на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей. Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки. При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СП 2.4. 3648-20 . Позиция деления классов на группы включается как организационно-педагогическое условие в образовательные программы общеобразовательной организации. 1.7. При организации обучения в дистанционной, очно-заочной и (или) заочной формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального общего, основного общего образования, среднего общего образования и ФБУП-2004. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно. 1.8. В учебном плане для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается языки народов Дагестана, для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в том числе и на русском как родном, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. 1.9. Образовательные организации для использования при реализации образовательных программ выбирают: - учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345); - учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ. 1.10. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. 4 Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований ФГОС с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать: - планируемые результаты внеурочной деятельности; - содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности; - тематическое планирование. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования: - до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования; - до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования; - до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования. Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации. Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. 2. Среднее общее образование Учебный план образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования на основе ФКГОС, используется в 2020/2021 учебном году в XI классах образовательных организаций. Учебный план для XI классов на основе ФКГОС реализует модели универсального (непрофильного) обучения, профильного обучения, а также обеспечивает углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования. Учебный план устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. При организации профильного обучения образовательной организации для составления учебного плана следует: - включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента); - включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле. 5 В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента). В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариативной части. Уменьшать количество обязательных учебных предметов и (или) количество часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях, запрещено. Профильное обучение осуществляется в режиме шестидневной учебной недели. Региональным компонентом учебного плана является определение времени на изучение учебных предметов «родной язык» (I час в неделю в каждом классе) и «дагестанская литература» (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI классах. Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательной организации. Часы компонента образовательной организации при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования, могут использоваться для: - увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента; - преподавания элективных учебных предметов; - преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; - проведения учебных практик и исследовательской деятельности; - осуществления образовательных проектов и т.п. Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательной организации. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции: - развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; - «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным; - удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Количество изучаемых элективных учебных предметов определяется образовательной организацией в зависимости от выбора обучающихся. При формировании учебного плана образовательная организация выбирает элективные учебные предметы, которые имеют программу и обеспечены учебниками и (или) учебными пособиями. На элективных учебных предметах возможно использование электронных учебных пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении лицензионных требований к приобретению такой продукции). Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не рекомендуется. В целях подготовки к переходу на ФГОС среднего общего образования рекомендуется опробовать на элективных учебных предметах новые или альтернативные методы оценивания качества знаний. Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и «История России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы. Независимо от принятой в образовательной организации системы текущей и промежуточной аттестации обучающихся в аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету «История». Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» (2 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного учебного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля. 6 Допускается реализация учебного предмета «Математика» в X-XI классах учебными предметами «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» в соответствии с образовательной программой образовательной организации. Изучение естественнонаучных предметов в X-XI классах может быть обеспечено как интегрированным учебным предметом «Естествознание», так и отдельными учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на базовом уровне учебные предметы «Химия» и «Биология» изучаются по I часу в неделю (всего 68 часов каждый), учебный предмет «Физика» - 2 часа в неделю (всего 136 часов за два года обучения). Учебный предмет «Астрономия» вводится в X-XI классах как отдельный обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Учебный предмет «Астрономия» представлен только на базовом уровне и является обязательным (не менее 35 часов за года обучения) для изучения вне зависимости от выбранного образовательной организацией профиля или модели универсального (непрофильного) обучения. Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка и гимназиях, устанавливается по выбору образовательной организации. В случае выбора учебного предмета «Второй иностранный язык» на его изучение в учебном плане предусматривается не менее 2 часов в неделю. При выборе модели универсального (непрофильного) обучения рекомендовано изучение учебных предметов «География», «Искусство (МХК)», «Технология». При выборе модели профильного обучения изучение учебных предметов «География», «Искусство (МХК)», «Технология» осуществляется в соответствии с профилем образовательной организации. Примерный учебный план на уровне среднего общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Всего 11 ун в 10 х/б Учебные предметы часов 10 ун Предметные области Количество неделю/год Русский язык 1 1 1 3 Литература 3 3 3 9 1 1 1 3 1 1 1 3 3 3 3 9 4 4 4 12 1 1 Классы Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и Родной язык родная Родная литература литература Иностранные Английский язык языки Математика Математика и Алгебра информатика Геометрия Информатика 7 2 Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Технология Физическая культура и ОБЖ История 2 2 2 6 Обществознание География Физика Астрономия Химия Биология Экология Технология 2 1 2 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 6 2 4 2 2 3 Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Индивидуальный проект 3 3 3 9 1 1 1 3 1 30 Итого 1 28 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Индивидуальный 1 0,5\0,5 проект Общественнонаучные 1 предметы География Математика и 1 информатика Информатика 2 Физика Естественнонаучные предметы Математика информатика Естественнонаучные предметы Общественнонаучные предметы 1 1 1 2 Химия 2 2 Биология 2 2 Экология 1 1 1 3 1 Русский язык Русский язык и литература 79 1 1 Литература Комплексный анализ текста и Математика 2 Химия Биология История 1 Обществознание 1 История Дагестана 1 1 1 1 2 2 2 4 2 1 1 2 0,5 0,5 0,5 Право Итого Максимально допустимая недельная нагрузка 8 7 9 16 32 37 37 37 111 Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X-XI классах является обязательным. Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования. Таким образом, в гимназиях, лицеях и образовательных организациях с углубленным изучением отдельных учебных предметов также реализуется модель профильного обучения в соответствии с целью и предметом деятельности образовательной организации и реализуемыми образовательными программами. Учебные планы для образовательных организаций, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования, должны быть основаны на требованиях ФГОС. Вариативная часть учебных планов формируется образовательными организациями самостоятельно. Уменьшать количество обязательных учебных предметов и (или) количество часов на изучение обязательных учебных предметов запрещено. Количество часов, отводимых на учебные предметы, изучающихся на углубленном уровне в гимназиях, лицеях и образовательных организациях с углубленным изучением отдельных учебных предметов, должно соответствовать количеству часов по данным учебным предметам на профильном уровне, установленному ФГОС. Освоение общеобразовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования, осуществляется в режиме шестидневной учебной недели. 9