1 1. Общие положения 1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. Учебные планы образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - образовательные организации), формируются в соответствии с требованиями: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312(далее - ФБУП-2004); - Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее ФКГОС) (для X-XI классов); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования); -Приказа Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования - Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345; - Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" ; - Письма Минобрнауки Россииот 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 1.3. Обучение в первых классах проводится по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. 1.4.Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательной организацией в соответствии с СанПиН. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. 2 Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: - в 1 классе — 35 минут; - во 2 - 4 классах – 35 - 45 минут (по решению образовательной организации). 1.5.Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации. Образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004. Учебный план образовательных организаций на 2021/2022 учебный год предусматривает: 4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IVклассов; 5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IXклассов; 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XIклассов. Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2021г. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации. В соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения. 1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы: - в соответствии с Примерной основной образовательной программой (далее – ПООП) начального общего образования: «При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью (стр.290)». ПООП основного общего образования предлагает при проведении занятий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком изучается родной язык (5–9 кл.), по иностранному языку и второму иностранному языку (5–9 кл.), технологии (5–9 кл.), информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Вместе с тем сообщаем, что отсутствие специальных норм по делению классов на группы не стоит рассматривать как запрет. Считаем, что деление классов на группы имеет педагогическое значение – повышает эффективность учебных занятий и индивидуализирует процесс обучения. 3 Таким образом, решение о делении классов на группы принимает самостоятельно общеобразовательная организация совместно со своим учредителем, с учетом наличия необходимых финансовых и педагогических ресурсов. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам, для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов. По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление классов на три группы при реализации образовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение иностранных языков (при изучении первого, основного иностранного языка), в гимназиях и образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка, начиная со II класса. Также по согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление класса на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей. Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки. При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СП 2.4. 3648-20 . Позиция деления классов на группы включается как организационно-педагогическое условие в образовательные программы общеобразовательной организации. 1.7. При организации обучения в дистанционной, очно-заочной и (или) заочной формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального общего, основного общего образования, среднего общего образования и ФБУП-2004. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно. 1.8. В учебном плане для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается языки народов Дагестана, для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в том числе и на русском как родном, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. 1.9. Образовательные организации для использования при реализации образовательных программ выбирают: - учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345); - учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ. 1.10. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. 4 Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований ФГОС с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать: - планируемые результаты внеурочной деятельности; - содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности; - тематическое планирование. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования: - до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования; - до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования; - до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования. Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации. Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. 2. Начальное общее образование. Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределениепо периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: - на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательныхучебных предметов; 5 - на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе начального общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования. Углубленное изучение отдельных учебных предметов организуется в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СП 2.4. 3648-20 ). Часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (1 час в неделю), в I-IV классах рекомендуется использовать на изучение учебного предмета «Русский язык». В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Дополнительно: План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. В настоящий момент действующими нормативными правовыми документами в сфере образования не установлена норма деления классов общеобразовательных организаций при изучении учебных предметов на группы. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (п.10.1, абзац второй) определено, что при наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы. В соответствии с Примерной основной образовательной программой (далее – ПООП) начального общего образования: «При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью». Кроме того, общеобразовательная организация совместно со своим учредителем самостоятельно принимает решение о делении классов на группы, с учетом наличия необходимых финансовых и педагогических ресурсов. 6 Примерный учебный план на уровне начального общего образования (6-дневная неделя) Предметные области Учебные предметы Классы Обязательная часть Русский язык и Русский язык литературное Литературное чтение чтение Родной язык и Родной язык литературное Литературное чтение чтение на родном на родном русском языке языке Иностранный Английский язык язык Математика и Математика информатика Обществознание Окружающий мир и естествознание Основы Основы религиозных религиозных культур и светской культур и этики светской этики Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая Физическая культура культура Итого Количество часов в неделю/год всего I II III IV 4 4 4 4 16 3 3 3 3 12 1 1 1 1 1 1 3 3 – 2 2 2 6 4 3 3 3 13 2 1 1 1 5 – – – 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 3 3 3 3 12 19 21 21 22 83 1 3 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Предметные области Русский язык и Учебные предметы Русский язык * 1 литературное 7 1 чтение Литературное чтение* Родной язык* (даргинский) 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 5 5 5 17 26 26 99 1 1 3 1 1 1 Родной язык и Литературное чтение литературное на родном языке* чтение на родном (даргинский) языке Математика информатика 1 1 и Математика* Обществозна-ние Окружающий мир и естествозна-ние Итого: Максимально допустимая нагрузка 2 21 26 Внеурочная деятельность Русский язык и литературное чтение Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Итого: Занимательная грамматика 1 Занимательная математика Мир вокруг нас 1 Театр в школе 1 1 1 . 8 1 2 2 2 1 1 7